Общество

Михаил Марков

«Времени на дискуссии не было»

13 марта 2012, 22:35

Фото: pilottv.aviationtoday.ru

Главное военное следственное управление (ГВСУ) Следственного комитета пока не определилось с приоритетной версией крушения вертолета Ка-52 в Тверской области. «В настоящее время в ГВСУ отрабатываются все версии крушения вертолета Ка-52 – от отказа техники до человеческого фактора», – сказал РИА «Новости» представитель ведомства.

Чтобы бросить самолет, надо, чтобы вы поняли, что другого шанса нет

Источник «Интерфакса», знакомый с ситуацией, сообщил, что причиной катастрофы вертолета могли стать неблагоприятные погодные условия в зоне полетов. «Вчера вечером в зоне выполнения полетов была плохая видимость, вызванная неблагоприятными погодными условиями», – сказал он.

Напомним, связь с машиной прервалась в понедельник вечером. Поиски длились больше восьми часов, и утром во вторник группа поиска и спасания обнаружила вертолет в 10 километрах западнее аэродрома Торжок. В некоторых СМИ появилась информация, что вертолет не был оборудован аварийными радиомаяками. Другая аварийная система – «Комар», – которая включается во время катапультирования экипажа, не сработала, поскольку экипаж не покидал машину.

«Средства аварийного покидания вертолета Ка-52, куда, в том числе, встроены поисковые радиомаяки, автоматически срабатывают в случае катапультирования членов экипажа. Однако экипаж, по не выясненным пока причинам, отказался аварийно покинуть машину. Почему, должно установить следствие», – сообщил источник.

Газета ВЗГЛЯД обратилась к летчику-испытателю, заслуженному пилоту России Михаилу Маркову с просьбой прокомментировать ситуацию.

ВЗГЛЯД: Михаил Михайлович, чем можно объяснить такие долгие поиски вертолета и экипажа?

Михаил Марков: Восемь часов поисков – это недопустимо долго. Маяк должен был сработать сразу. Причем его не надо было включать, он должен был сработать от удара.

Это странно, что он не включился. Но надо понимать, что это ВВС, а тем более Торжок, Центр боевого применения, там специфический вид работы и специфические ребята летают. У них свой мир, по каким документам они летают, я не знаю. Это их документы, которые мы не имеем права обсуждать. Если бы упал гражданский вертолет, который вез пассажиров, и там бы маяк не сработал – это подсудное дело. Но это военное ведомство, и более того, внутри ведомства есть Торжок, который ему не сильно и подчиняется, там свои законы. Среди вертолетчиков то, что разрешено в Торжке, не положено вообще никому, ни в одной строевой части.

ВЗГЛЯД: Что могло помешать пилотам катапультироваться?

М.М.: Катапультирование – это когда ты понимаешь, что дело пошло наперекосяк, кончится плохо. Если ты сваливаешься в штопор на 9–10 км, и на 3 километрах, войдя в плотные слои, ты все равно не можешь из штопора выйти, тогда, хоть это решение и поперек шерсти, ты прыгаешь. То, что этого сделано не было, говорит о том, что времени на дискуссии и принятие решения не было. Может быть, преднамеренно снизились, искали землю, чтобы зацепиться за ориентиры, и вдруг – какое-то препятствие. Бросить машину – это целое дело, надо поразмыслить. Возможно, что-то случилось внезапно.

Даже если вы выключили двигатель, у вас нет гидравлики, но вы еще летите, катапультироваться не надо. В вертолете безопаснее лететь с отказавшим двигателем. Конечно, если это не пожар, когда сгорели лопасти.

ВЗГЛЯД: Что вы думаете о неофициально озвученной погодной версии?

М.М.: Любая комиссия озвучивает все версии, в том числе и погодную. Я, даже не зная, какой самолет и в какой стране упал, сразу скажу: одна из версий – погода. Потому что эта версия должна быть проработана. Она всегда влияет, если случилось что-то, хорошее или плохое, это случилось при какой-то погоде, каким-то образом она влияла: либо видимость, либо обледенение.

Вообще, военные вертолеты летают не при любой погоде. Гражданские действительно летают в сложных условиях, а наша военная всепогодная авиация старается не летать в плохую погоду.

Да, погода была плохая, я в тот день за рулем ехал. Это каким-то образом ухудшало возможности и комфортность работы экипажа. Но просто отказ двигателя, просто плохая погода, просто плохое самочувствие никогда не бывают причиной катастрофы.

ВЗГЛЯД: То есть сама по себе видимость не могла стать причиной крушения?

М.М.: Сейчас все летают по приборам. Да и раньше. Когда Чкалов летел через Северный полюс, он же его не видел. Гражданские летчики вообще полосу не видят никогда. Даже в хорошую погоду они на нее не смотрят, это запрещено. Спросите о погоде у пилота, который слетал в Лондон и вернулся, он скажет: «На высоте была хорошая, а у земли не знаю, не смотрел туда». Им вообще запрещено отвлекаться от приборов и любоваться окрестностями.

ВЗГЛЯД: До сих пор с Ка-52 не случалось таких происшествий. Какие последствия эта трагедия может иметь для ВВС и оборонной промышленности?

М.М.: Самолеты и вертолеты падали, падают и будут падать. Как только вы запустили двигатель и порулили, появляется возможность, что вы либо об угол ударитесь, либо в вас топливозаправщик въедет, либо будет еще какая-то проблема. Для конкурентов открывается возможность, чтобы продвигать свои разработки. Airbus всегда говорит плохое про Bоeing, тот – про Airbus, и все вместе говорят про Ил и Ту. Это нормальное явление, конкуренция. Но конкуренция гнилая, потому что падают все. Сейчас какой-нибудь «Апач» будет говорить: «Ну что вы связались с Ка-52? Он же взял и упал». Но Бог есть: как только они это озвучат, сразу какой-нибудь «Апач» упадет в Австралии, один – в Южной Америке и в Вашингтон какой-нибудь дурачок врежется.

Airbus развалился над Атлантикой, и что, их перестали покупать? Нет. Но Boeing попытался много нехорошего сказать про конкурента. И как только они это сделали, у них сразу два самолета упали.

Текст: Роман Крецул

Вам может быть интересно

Утвержден третий этап развития БАМа и Транссиба до 2035 года
Темы дня

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Финский Fortum захотел отсудить у России миллиарды евро

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

Рогов: Освобождение Работино означает полное обнуление украинского «контрнаступа»

Российский флаг, поднятый над Работино, имеет очень важное символическое значение. Во время контрнаступления украинская пропаганда выставляла взятие этого села важным достижением. Теперь же можно говорить о полном обнулении этих якобы успехов, сказал газете ВЗГЛЯД лидер движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов. Ранее над северными окраинами Работино был поднят флаг России.

Внезапно умер второй разоблачитель Boeing

Бывший аудитор качества компании Spirit AeroSystems Джошуа Дин, один из первых сообщивший о нарушениях при производстве Boeing 737 Max, внезапно умер в США.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

В Совфеде осудили заявление Латвии о разрешении Украине наносить удары по России

Рига пытается усилить свои позиции в преддверии выборов в Европарламент. Именно с этим связано заявление главы МИД Латвии о разрешении Киеву наносить удары по России, считает сенатор Андрей Климов. По его мнению, Москве стоит дать правовую оценку действиям западных политиков, которые передают Украине оружие и согласовывают атаки на РФ.

В Москве отрепетировали авиационную часть парада Победы

В столице состоялась репетиция авиационной части парада Победы, в ней участвовали самолеты оперативно-тактической авиации.

В России заявили об «отвратительных» встречах МВФ и Всемирного банка

Столь отвратительных весенних встреч между министерством Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирным банком, как в этом году, раньше не было, заявил исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин.

Продажи «Автоваза» взлетели на 65%

«Автоваз» продемонстрировал резкий рост продаж в апреле 2024 года, увеличив их на 64,8% по сравнению с апрелем 2023 года. Этот результат стал новым абсолютным максимумом компании с 2012 года, а общее число проданных автомобилей достигло 45,5 тыс. единиц.

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил о значительных повреждениях энергетической инфраструктуры страны.

В Польше предложили создать европейскую «тяжелую бригаду» без США

Глава МИД Польши Радослав Сикорский на канале TVP World предложил создать европейскую «тяжелую бригаду» войск для быстрого реагирования в связи с событиями в соседних с ЕС регионах без участия США.

Кремль: Урегулирование по итогам конференции в Швейцарии без России невозможно

Так называемая мирная конференция по Украине в Швейцарии явно не нацелена на результат, поскольку без участия России говорить о серьезных ожиданиях нельзя, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Жителя Приморья задержали за госизмену и работу на украинскую разведку

УФСБ России по Приморскому краю задержало местного жителя, подозреваемого в государственной измене и работе на Главное управление разведки Министерства обороны Украины, сообщает антитеррористическая комиссия Приморского края.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?