Надвигающиеся холода заставили петербургские власти озаботиться о самочувствии мигрантов. Губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко во вторник заявил, что приезжие из южных стран испытывают проблемы со здоровьем в холодном петербургском климате.
У них моментально начинается воспаление легких, а иногда даже первая стадия туберкулеза, это еще связано с плохим питанием и с низким качеством оказания им медицинской помощи
«Мигранты приезжают зачастую из других климатических поясов и начинают тут болеть», – признался Полтавченко, обсуждая на заседании в Смольном программу «Миграция» на 2013–2015 годы, передает ИА «Росбалт».
По мнению губернатора, выход есть: стоит привлекать в город мигрантов из более холодных стран.
Наиболее близки с точки зрения климата к Петербургу скандинавские страны и Финляндия, однако существующий приток мигрантов вряд ли сможет удовлетворить потребность Северной столицы в иностранных работниках в 2013 году, которая, по данным властей, составляет 154,08 тысячи человек.
Впрочем, есть еще и соседние регионы – Карелия или Псковская область, что более вероятно. На это и обратил внимание губернатор Полтавченко. По его словам, нужно привлекать людей из соседних регионов, жителям которых работать в Петербурге будет легче психологически. Так как работать мигранты приезжают без семей, то им будет легче пролететь два часа до дома или доехать туда за полтора дня, чтобы увидеться с родными, считает губернатор.
Прокомментировать тезис о приглашении мигрантов из мест с более холодным климатом газета ВЗГЛЯД попросила доктора экономических наук и специалиста по социально-экономическому развитию регионов, директора петербургского филиала Высшей школы экономики Александра Ходачека.
«Вы знаете, он (губернатор – прим. ВЗГЛЯД) прав. Потому что статистика туберкулезных диспансеров говорит о том, что люди, приехавшие из южных регионов, и не только Средней Азии, но и России, очень подвержены респираторным заболеваниям в рамках нашего климата. Вот мы, кто родился и вырос в Ленинграде и Петербурге, адаптированы, привыкли к этому климату. А у них моментально начинается воспаление легких, а иногда даже первая стадия туберкулеза, это еще связано с плохим питанием и с низким качеством оказания им медицинской помощи», – рассказал специалист.
Вместе с тем ученый считает, что заявление Полтавченко, вероятнее всего, «носило эмоциональный характер». Во всяком случае, в скором времени большого наплыва финнов, шведов или норвежцев – представителей стран с похожим климатом – он не ожидает.
«Финнов мы вряд ли увидим. Там проблема безработицы, конечно, стоит достаточно серьезно, но безработные там имеют очень хорошее пособие, которое нельзя даже сравнить со средней зарплатой в Петербурге. А что касается мигрантов из других регионов, то с северо-запада мы практически всех уже «вычистили» сюда, в Петербург, и там теперь «трудодефицитные» регионы. А что касается стран СНГ, таких как Белоруссия, Украина, предположим, то людей оттуда и сейчас достаточно много у нас работает», – рассказал Александр Ходачек.
О том, сколько на самом деле мигрантов в Петербурге и сколько их реально нужно для местной экономики, однозначно сказать непросто.
«Эта цифра (сколько их сейчас – прим. ВЗГЛЯД) может доходить до 300 тыс., по официальным данным, а по неофициальным – до 700 и даже больше. Некоторые говорят о цифре в миллион вместе с Ленинградской областью. Во многих случаях их присутствие здесь носит сезонный характер. В некоторых других случаях они получают российское гражданство и временную регистрацию на 2–3 года, все зависит от уровня подготовки специалистов и той помощи, которую оказывает им землячество», – пояснил специалист.
Что касается потребности в них, то «средние заявки на иногородних работников в Петербурге в отдельные годы доходили до 350 тыс.», сейчас эта цифра «существенно снизилась», но остается в пределах 70–100 тыс. Насколько она реально отражает потребность города в приезжих? С одной стороны, и эти заявки «выбираются» только процентов на 80. С другой, есть большое число незарегистрированных мигрантов.
«Естественно, рук не хватает. Но здесь есть и элемент иждивенчества, когда демпинг по заработной плате (низкие зарплаты мигрантов – прим. ВЗГЛЯД) привел к тому, что наши жители, Петербурга или Ленинградской области, не очень-то хотят работать в этих сферах. Это то, что касается неквалифицированного труда на стройках, торговли, сферы обслуживания, подсобных рабочих», – комментирует специалист.
В целом же, по словам собеседника газеты ВЗГЛЯД, Петербург и Россия сейчас с точки зрения наплыва трудовых мигрантов приближаются к «стандартам» Западной Европы. Там тоже практически на всех перечисленных выше видах работ задействованы приезжие.
«В определенных случаях мы без них обойтись не можем», – констатирует экономист.
Что же касается дальнейшего роста их числа, Ходачек не склонен драматизировать ситуацию: «На самом деле, эти люди приезжают сюда не от хорошей жизни, а чтобы заработать деньги и послать их своим семьям. А когда либо ужесточатся условия их пребывания здесь, либо изменится экономическая ситуация в государствах, откуда они приехали, думаю, такого притока уже не будет».
«Что касается обратного потока петербуржцев в северные страны, о которых речь шла выше, то он тоже очень небольшой: в основном, это приграничные районы Финляндии и Норвегии, где требуется обслуживающий персонал со знанием русского языка», – резюмировал эксперт.
Также во вторник стало известно, что на программу «Миграция» в 2013–2015 годах в Санкт-Петербурге потратят почти 75 млн рублей. Как отметил в беседе с ИТАР-ТАСС председатель комитета по труду и занятости населения Дмитрий Чернейко, в середине следующего года объем финансирования программы может быть скорректирован в сторону увеличения после мониторинга первых результатов ее реализации.
По его словам, «программа позволит создать такую среду, которая бы привлекала в город конкретные категории трудовых ресурсов, в которых нуждается город, а не всех подряд». Об этом упомянул и губернатор Санкт-Петербурга: «Вопрос трудовых мигрантов очень важный и сложный. Принятие программы связано с нехваткой рабочей силы в Петербурге, необходимостью привлечения трудовых ресурсов определенной квалификации и создания для них достойных условий для проживания и медицинского обслуживания».
По данным, которые озвучил Чернейко, в настоящее время в городе на Неве проживает около 500 тысяч мигрантов, из них легально – около половины. В 2011 году миграционный прирост составил 58,6 тысячи человек, в том числе более 46 тысяч – межрегиональный прирост, 12,5 тысячи – международный. Потребность в привлечении иностранных трудовых мигрантов доказывает растущее количество вакансий, заявляемых работодателями в органы службы занятости.
Больше всего разрешений на работу в Петербурге получают мигранты из Узбекистана. На втором месте – Таджикистан, на третьем – Киргизия. При этом украинцы и белорусы, которым не надо получать разрешения на работу, тут не учитываются.
По данным чиновника, всего гастарбайтеры принесли городу порядка 7 млрд рублей, а расходы на их медобслуживание составили 401 млн 77 тыс. рублей.
Отдельно стоит подчеркнуть, что «положения программы призваны снизить социальную напряженность между иностранными трудовыми мигрантами и жителями Санкт-Петербурга, помочь в социокультурной и языковой адаптации мигрантов».
Возможно, исходя именно из таких намерений правительство Санкт-Петербурга и разработало ранее специальную программу «Толерантность». В рамках этой программы вышла брошюра «Справочник трудового мигранта», в которой трудовые мигранты изображены в виде строительного и хозяйственного инвентаря – шпателя, кисточки, веника и валика.
Между тем это не первый опыт попыток адаптировать приезжих к реалиям петербургской жизни с помощью бумажных носителей. Так, в июле этого года в одном из районов Северной столицы по инициативе районной администрации по домам начали расклеивать так называемый моральный кодекс для мигрантов. Он представляет собой свод правил, состоящий из 14 пунктов. Он переведен на три иностранных языка: узбекский, таджикский и азербайджанский. По мнению авторов проекта, именно представителей этих национальностей больше всего среди приезжих в Северной столице.