В Москве в среду в преддверии II Арктического форума, который вскоре начнет работу в Архангельске, состоялась пресс-коференция, на которой глава МЧС и президент Русского географического общества (РГО) Сергей Шойгу заявил, что по результатам недавней экспедиции на Землю Франца-Иосифа правительство приняло специальную программу экологической очистки Арктики. «По результатам экспедиции была принята программа и выделены деньги на очистку арктической территории от экологических загрязнений», – цитирует его ИТАР-ТАСС.
Когда бочки проржавеют, горючее потечет. Это такая мина замедленного действия для экологии
По словам министра, программа обойдется стране в сумму, превышающую 140 млн долларов. Шойгу уточнил, что ее финансирование начинается в 2011 году, рассчитана она пока на три года.
Замглавы Росгидромета Валерий Дядюченко добавил, что только по линии его ведомства выделяется 120–140 млн долларов, ожидается, что в финансировании примет участие еще ряд организаций, таким образом, объем средств, скорее всего, вырастет. В целом же правительство планирует проводить уборку полярного региона не только в течение ближайших лет, а «до завершения всех работ, связанных с экологией».
Напомним, еще в июле премьер Владимир Путин объявил о начале программы по уборке страны. И начать он предложил именно с Арктики. Председатель правительства также поделился личными ощущениями от увиденных на севере свалок: «Вдоль всего Северного пути, наверное, до миллиона тонн отходов может быть. За горизонт бочки уходят, брошенные, вросшие в лед», – возмутился он.
В августе стартовала первая экспедиция по очистке Земли Франца-Иосифа. В рамках программы по очистке архипелага предполагалось использовать уникальные безопасные с экологической точки зрения технологии. А один из руководителей программы экологической реабилитации Арктики Анатолий Шевчук рассказывал, что проект по очистке даже одного этого архипелага является весьма затратным: только один вертолетный рейс на остров стоит около 1 млн рублей, а на разведывательную часть проекта и разработку программы по очистке Земли Франца-Иосифа из бюджета было выделено около 120 млн, сообщала «Российская газета».
О том, насколько серьезна проблема загрязнения Арктики, газета ВЗГЛЯД попросила рассказать известного путешественника, директора Российского государственного музея Арктики и Антарктики Виктора Боярского.
По мнению Виктора Боярского, основной проблемой Арктики являются тысячи брошенных бочек с горючим (фото: ИТАР-ТАСС) |
ВЗГЛЯД: Виктор Ильич, насколько необходима «генеральная уборка» Арктики именно сегодня? Как будет осуществляться принятая правительством России программа по очистке этих территорий?
Виктор Боярский: Я, к сожалению, не был свидетелем начала этих работ на Земле Франца-Иосифа, потому что в этом году впервые пропустил летний сезон и не смог поехать на север. Но я слышал, что там уже началось приведение территории в порядок, в частности в районе бухты Тихая. Насколько «уборка» необходима Арктике сегодня? Она была необходима ей еще вчера.
Земля Франца-Иосифа – это, мягко говоря, очень малонаселенное место, где, кроме пограничных застав и нескольких скучающих полярников, сейчас никого нет. Но, естественно, данный факт не умаляет нашей ответственности за экологию региона.
ВЗГЛЯД: Тогда как и почему Арктика стала такой грязной? Чем она загрязнена?
В. Б.: Изначально – еще в советские времена, когда проходило активное освоение северных территорий, – сюда в огромных количествах завозились стройматериалы, техника, а главное, бочки с горючим, тысячи бочек – именно они и являются сейчас главной проблемой. В то время никто и не думал оттуда уходить и не задавался вопросом, как увезти бочки обратно. Весь этот мусор стал накапливаться...
ВЗГЛЯД: У вас богатый опыт полярных экспедиций. Исходя из того, что вы видели сами, расскажите, какие районы Арктики самые грязные?
В. Б.: В основном свалки образовались вокруг заброшенных полярных станций. Если говорить об архипелаге Земля Франца-Иосифа, могу сказать, что очень много мусора на острове Гофмана, где была перевалочная база генеральных грузов, на острове Грэмбелл, где раньше были база ВВС и аэродром стратегической авиации, на острове Хейса, где с 1950-х существовала полярная станция. А на Земле Александры построена совершенно новая погранзастава Нагурское по соседству со старой базой. И если на новой – чистота и порядок, то заброшенная база – это зрелище, мягко говоря, не для слабонервных.
Если говорить о загрязнении Арктики в целом, то другие большие свалки можно найти на Новой Земле, острове Большевиков в архипелаге Северная Земля, на Новосибирских островах в районе, где также когда-то располагались советские базы. Но там все-таки не так плохо, площадь загрязнения несравнима с площадью архипелагов.
На острове Врангеля сейчас все более-менее благополучно, там находится большой заповедник, я знаю, что там уже начали утилизировать бочки из-под горючего. А так мусор можно найти по всему побережью – наши порты Диксон, Тикси, Певек и т. д.
ВЗГЛЯД: Владимир Путин недавно сказал, что брошенные бочки там «уходят за горизонт». Вы видели такую картину?
В. Б.: Это скорее фигура речи, но там действительно можно встретить очень большие свалки, которые тянутся на несколько сот метров, особенно много мусора в районе выгрузки с кораблей бочек с горючим и техники на заброшенных станциях. Еще там осталось много строительного мусора. Мы же покидали многие станции в спешке. Конечно, это удручающее зрелище. Заброшенные базы идеально подошли бы для съемок «Сталкера».
ВЗГЛЯД: Насколько опасен этот мусор для экологии?
В. Б.: В принципе, топлива в бочках быть уже не должно, как правило, они уже пустые. Но кое-где топливо все-таки осталось, и, естественно, когда они проржавеют, горючее потечет. В частности, такие бочки остались на острове Грэмбелл и еще на некоторых других станциях. Это такая мина замедленного действия для экологии.
ВЗГЛЯД: Реально ли очистить эти территории целиком? Сколько это может стоить?
В. Б.: Если говорить о Земле Франца-Иосифа, то это обозримая работа. Не так далеко находится Шпицберген – это тот идеал, к которому мы должны стремиться.
Если на эти цели действительно будут выделены деньги и они дойдут до адресата – а вы знаете, как у нас бывает, – то, я думаю, задача по очистке Арктики вполне выполнима. Все зависит от политической воли и нормального финансирования. Сколько денег на это нужно, я не знаю, но не думаю, что это какие-то заоблачные суммы.
ВЗГЛЯД: И каким образом предполагается вывозить из Арктики эти тысячи бочек с горючим?
В. Б.: Технологии подобной работы известны. В июне, когда более-менее сойдет снег, подходит корабль и высаживается бригада. Они собирают бочки, складируют их, расплющивают, а в сентябре корабль снова подходит к этому месту и забирает весь мусор.
Еще в 70-е годы прошлого века японцы предложили собрать все наши бочки. Ради металла, ведь металл, из которого они состоят, – ценная вещь. Но мы отказались.
Недавно по телевизору я видел репортаж о строительстве дорог в Сибири, где рассказывалось о том, что прокладка 25 км дорог стоит 6 млрд рублей, то есть 1 км стоит порядка 250 млн рублей. Не знаю, насколько можно верить этим цифрам, но если миллионы выделяются на дороги в Сибири, наверное, можно выделить деньги и на очистку Арктики.