В пятницу министр образования, науки, молодежи и спорта Украины Дмитрий Табачник предложил российскому коллеге Андрею Фурсенко открыть в Москве и Петербурге украинские гимназии. «Неплохо было бы подумать над созданием украинских гимназий в Москве и Санкт-Петербурге», – сказал он на заседании подкомитета по вопросам гуманитарного сотрудничества украинско-российской межгосударственной комиссии, передает РИА «Новости».
Если я – этнический украинец – живу здесь, как и многие другие, а на родине остались мои отец, мать, братья и сестры, то разве можно жить как-то по-другому?
По мысли министра, это должны быть двуязычные учебные заведения, в которых преподавание велось бы и на русском, и на украинском. В итоге дети должны получить аттестат об образовании той страны, в которой находятся, и украинский аттестат об образовании.
Российский министр Андрей Фурсенко идею коллеги поддержал и заметил, что «достаточно серьезная работа с руководителями образования этих двух городов ведется». Также, по словам Фурсенко, на Украине вскоре должна появиться русская гимназия в Киеве, для которой сейчас подбирается директор и разрабатывается программа обучения.
Как восприняли предложение представители украинской диаспоры в России, газете ВЗГЛЯД рассказал председатель общественной организации «Украинская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга» (УНКА) Василий Тегза.
ВЗГЛЯД: Василий Юрьевич, как вы относитесь к появлению в Петербурге украинской гимназии? Поднимался ли этот вопрос раньше?
Василий Тегза: Мы только «за». А самым ценным в вашей информации является то, что этот вопрос решается на государственном уровне. Это первое. Второе – очень важно, что ребята будут получать «конвертируемые» дипломы. И если это все воплотится, то говорить о том, что мы предлагали раньше, даже уже и не стоит.
ВЗГЛЯД: Это была идея властей, не диаспор?
Председатель общественной организации «Украинская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга» Василий Тегза живет в городе на Неве с 1989 года и не понимает, каким образом отношения между Россией и Украиной могут быть плохими (фото: vmeda.spb.ru) |
В.Т.: Эта инициатива всегда исходила от диаспор, начиная от Дальнего Востока и заканчивая самым западом. Они всегда ставили вопрос обучения украинскому языку, а также вопрос радио- и телевещания на украинском и т.д. Я бы сказал, что это не инициатива министров, но попытка решения вопросов, которые давно стоят перед нами.
ВЗГЛЯД: И что нужно сделать, чтобы идея воплотилась в жизнь?
В.Т.: Прежде всего, для гимназии нужно найти место. Второе – нужны квалифицированные преподаватели, которые должны не только знать украинский язык, но и пройти обучение на территории Украины, познакомиться там с литературой, историей, традициями. Обучение без знания обычаев украинского народа не будет восприниматься так, как нужно.
Третье – нужна подходящая учебная литература. Которая должна быть, скажем так, сопоставима и не противопоставлена тому образованию, которое дается в Российской Федерации.
И четвертое – 95% успеха этого начинания могут способствовать украинские диаспоры Москвы и Петербурга. Мы должны еще на подготовительном периоде создать материальную и прочую базу под открытие гимназии.
ВЗГЛЯД: До сих пор никакого образования на украинском в Петербурге не было?
В.Т.: Мы старались открывать отдельные классы с украинским языком при обычных школах, в школах при храмах, и правительство Петербурга оказывало нам в этом всяческую помощь. Но в свое время не удалось набрать достаточное количество учеников.
#{smallinfographicleft=427336}Теперь же, если этим вопросом озаботились министры образования, мы уже можем дать слово, что включимся в этот процесс в полную силу и сделаем так, чтобы все получилось. Но для этого власти должны вступить с нами в контакт, поставить перед нами задачи, которые мы стали бы уже выполнять.
ВЗГЛЯД: Вы говорите, что в свое время не смогли набрать учеников-украинцев. Может быть, их родители не очень хотели, чтобы дети общались на родном языке?
В.Т.: Не совсем корректный вопрос. Дело в другом: если на государственном уровне не приняты соответствующие решения, то все вопросы – с оплатой преподавателям украинского языка, покупкой соответствующей литературы, аренды помещений – нам решить самим очень сложно. И даже если бы украинская диаспора могла это сделать, официального разрешения все равно не было бы. Сейчас же наступает совсем иная ситуация. И родители, которые хотели бы, чтобы их дети обучались родному языку, конечно, есть.
ВЗГЛЯД: Насколько вообще необходима украинцам в Петербурге своя гимназия? Сколько украинцев проживает сейчас в городе?
В.Т.: В городе проживают 300–350 тысяч украинцев, по приблизительным подсчетам. И даже если только 5% из них захотят обучать своих детей украинскому языку, то сами посчитайте, какая это будет большая цифра. Я думаю, что 5–10% украинцев в Петербурге этого захотят. За Москву сказать не могу. В Украинскую национально-культурную автономию в Петербурге входит порядка тысячи активных участников. Также есть несколько украинских землячеств, самое активное из которых, так исторически сложилось, – Полтавское. Есть также Донецкое и другие.
ВЗГЛЯД: Сейчас предложено организовать гимназию с украинским языком, не встанет ли затем вопрос о преподавании украинского и в вузах?
В.Т.: Я думаю, это само собой поставит вопрос и об изучении украинского языка в высших учебных заведениях.
ВЗГЛЯД: Скажется ли такое проникновение культур на отношениях между Россией и Украиной, отношении к украинцам в России?
В.Т.: У нас есть сайт, где написано, что мы – общественная организация и не занимаемся политикой. Я же всегда выступаю за мир, согласие и углубление традиций. Если я – этнический украинец – живу здесь, как и многие другие, а на родине остались мои отец, мать, братья и сестры, то разве можно жить как-то по-другому?
ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете проблему русского языка на Украине?
В.Т.: Я сам с Западной Украины, и когда я туда приезжаю и начинаю разговаривать на русском языке, со мной все поддерживают разговор тоже на русском. Какая тогда проблема, если мы на Западной Украине спокойно разговариваем на русском? Мне кажется, что это все надумано, некоторые просто играют с этими вещами. Там нет того, о чем многие пишут.