Как сообщил в четверг помощник военного прокурора Тихоокеанского флота (ТОФ) Роман Колбанов, его руководство накануне утвердило обвинительное заключение по уголовному делу, возбужденному по факту аварии, произошедшей 8 ноября 2008 года на атомной подводной лодке «К-152», в результате которой погибли 20 членов сдаточной команды и экипажа корабля.
Именно «их действия (бездействие) повлекли возникновение аварийного происшествия на АПЛ
В итоге в качестве обвиняемых по делу привлечены командир АПЛ гвардии капитан первого ранга Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист лодки старшина Дмитрий Гробов. Следствие пришло к выводу, что именно «их действия (бездействие) повлекли возникновение аварийного происшествия на АПЛ с гибелью людей и причинением вреда здоровью различной степени тяжести еще 38 членам экипажа», сообщает РИА «Новости».
Капитану субмарины Лаврентьеву предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий, с причинением тяжких последствий – смерти по неосторожности двум и более лицам»). Санкция статьи предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет. А старшине контрактной службы Дмитрию Гробову вменяется совершение преступления по ч. 3 ст. 109 УК РФ («Причинение по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей смерти двум и более лицам»), предусматривающей до пяти лет лишения свободы. Кроме того, Гробовому добавлено обвинение в причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности двум членам сдаточной команды вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 118 УК РФ).
Дело будет направлено для рассмотрения по существу в Тихоокеанский флотский военный суд.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в начале прошлого года следствие завершило установление круга подозреваемых по делу. Кроме тех, что фигурируют в окончательном обвинительном заключении, назывался и бывший командир бригады, в которую входила лодка, Сергей Захарченко. На данный момент он уволен в запас в связи с выходом на пенсию. Его вина в халатности и плохой подготовке подчиненных доказана не была.
Напомним, авария на «Нерпе» произошла во время ходовых испытаний в Японском море. В ночь на 9 ноября 2008 года на АПЛ внезапно сработала система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), в результате чего произошел выброс фреона. Это вещество вытесняет кислород и быстро гасит пламя. Два передних отсека оказались автоматически загерметизированы, и люди, находившиеся в них (три члена экипажа и 17 гражданских лиц), задохнулись. Все они были жителями Большого Камня, Комсомольска-на-Амуре и Москвы. Еще 21 человек был госпитализирован с отравлением.
Спустя 10 дней после ЧП на атомной подлодке «Нерпа» стало известно, что количество пострадавших в результате аварии увеличилось вдвое. За помощью к медикам обратились более 40 человек. Всего на «Нерпе» во время первых испытаний находились 208 человек.
12 ноября 2008 года Военная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении Дмитрия Гробова, который, по версии следствия, несанкционированно привел в действие систему пожаротушения на АПЛ. Следователи заключили, что подозреваемый безо всякого на то основания запустил систему пожаротушения подводной лодки. Однако сослуживцы Гробова опасаются, что он признал свою вину под давлением. «Мы не верим, что он мог специально или случайно включить ЛОХ (лодочную объемную химическую защиту), – рассказывает один из офицеров экипажа «Нерпы». – Я с ним служу с 2003 года. Он не новичок. Грамотный специалист, который прибыл в Приморье с Камчатки, где служил на АПЛ».
В данный момент испытания подлодки «Нерпа», которая должна быть передана в лизинг индийским ВМС, продолжаются, и надо отметить, что постоянно идут с осложнениями. Так, неделю назад стало известно, что график, согласно которому лодка должна быть сдана индийским ВМС в июле, может быть перенесен на более поздний срок – это связано со сбоем в работе системы автоматики.
Атомная подводная лодка «Нерпа» (К-152, проект 971, класс «Щука-Б», по классификации НАТО – «Акула») относится к подлодкам третьего поколения. Водоизмещение АПЛ «Нерпа» составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость – 30 узлов, максимальная глубина погружения – 600 метров, автономность – 100 суток, экипаж – 73 человека, вооружение – по четыре торпедных аппарата калибра 533 и 650 миллиметров. Она была заложена в 1991 году на Амурском судостроительном заводе. Из-за перебоев с финансированием строительство велось с большими перерывами.