Во вторник суд Хатлонской области Таджикистана вынес приговор в отношении российского летчика Владимира Садовничего, обвиняемого в нарушении правил международных полетов, контрабанде и незаконном пересечении госграницы. Решением суда ему назначено 8,5 лет лишения свободы в колонии строгого режима, сообщает РАПСИ.
Мы будем бороться за своего гражданина и своего соотечественника всеми доступными в нашем арсенале средствами
Судья назначил им по 10 лет и шесть месяцев колонии строгого режима каждому, но с учетом амнистии, которая действует в республике до 1 декабря, срок заключения летчикам сократили на два года. Срок заключения исчисляется с 11 мая 2011 года.
Министерство иностранных дел России в заявлении, распространенном во вторник, назвало «крайне суровым и политически ангажированным» приговор, вынесенный в таджикском Курган-Тюбе российскому летчику Владимиру Садовничему и гражданину Эстонии Алексею Руденко.
В ведомстве подчеркнули, что сторона обвинения не представила никаких убедительных доказательств вины пилотов. «Обвинительное заключение построено, по сути, на домыслах и необоснованных предположениях», – подчеркивается в заявлении, размещенном на сайте МИДа.
«Таджикистанская сторона откровенно нарушает существующие международные нормы», – заявили в дипведомстве, отметив, что неясны также цели задержания самолетов.
Обвиняемые не признали за собой вины ни по одному из пунктов обвинения. Защита считает, что обвинения не были доказаны в ходе судебных слушаний. Представители посольств России и Эстонии, которые присутствуют на судебных заседаниях, выразили надежду на вынесение оправдательного приговора своим соотечественникам.
Гособвинитель попросил суд признать виновными пилотов российской авиакомпании Rolkan Investmens Ltd россиянина Владимира Садовничего и эстонца Алексея Руденко по вменяемым им статьям уголовного кодекса республики и назначить им наказание в виде лишения свободы на срок 13 лет каждому. Максимальное наказание составляет 15 лет лишения свободы.
Представители посольства России в Таджикистане после оглашения приговора заявили, что считают решение судьи несправедливым и негуманным. «Мы будем бороться за своего гражданина и своего соотечественника всеми доступными в нашем арсенале средствами», – сказал советник посольства Дмитрий Кабаев. «Мы надеемся, что апелляция приведет к пересмотру приговора и вынесению единственно справедливого решения – полному оправданию пилотов», – заявил он.
Напомним, Владимир Садовничий и Алексей Руденко были задержаны в марте этого года, когда они на самолетах Ан-72 авиакомпании Rolkan Investmens Ltd произвели посадку в аэропорту Курган-Тюбе. Самолеты возвращались из Кабула, где они производили местные авиаперевозки по заказу гуманитарных организаций. По словам пилотов, у них была устная договоренность о транзитной посадке и дозаправке с авиационными властями Таджикистана, в которых им было отказано после начала снижения.
Пилоты, ссылаясь на Международный воздушный кодекс, попросили тогда экстренной посадки, в которой им не могли отказать. Командиры самолетов опасались, что топлива на обратный путь до аэропорта Кабула может не хватить.
После приземления пилоты были задержаны, их поместили под домашний арест в одной из гостиниц. Через два месяца члены экипажей были отпущены на свободу, а командирам – Руденко и Садовничему – были предъявлены обвинения в незаконном пересечении государственной границы, контрабанде и нарушении правил международных полетов.
Предметом контрабанды, по мнению таджикских властей, является разобранный авиационный двигатель, находившийся на борту одного из самолетов. Оба самолета продолжают находиться в аэропорту Курган-Тюбе, в 80 км к югу от Душанбе. Во вторник по решению суда они конфискованы в пользу государства.
По одной из версий, причиной скандала стали именно самолеты Ан-72. Многоцелевой транспортный самолет Ан-72 был разработан в ОКБ им. О.К. Антонова для замены самолета Ан-26. Первый полет опытного Ан-72 состоялся 22 декабря 1977 года. Этот самолет предназначен для десантирования воздушных десантов, перевозки войск, вооружения, боеприпасов и других материальных средств. На базе самолета Ан-72 создано несколько модификаций.
Как уверяют эксперты, аналогов Ан-72 нет даже у американцев. И вполне вероятно, что вся эта история затевалась лишь ради того, чтобы самолеты достались Таджикистану. Кстати, они уже успели «поработать» год на таджикское министерство обороны и наверняка были оценены по достоинству.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 26 октября в МИД России заявили, что принимают все меры, необходимые для проведения объективного расследования дела арестованного в Таджикистане российского летчика Садовничего.
«Мы делаем все необходимое, чтобы помочь нашему гражданину, который исполнял указания своего руководства. И по настоящее время руководство авиакомпании, к сожалению, не может предоставить документы, которые проливают свет на эту ситуацию в полной мере. А это, прежде всего, нужно для того, чтобы отвести все обвинения в контрабанде и ряде других нарушений закона», – заявлял официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.