Посол России в Таджикистане Юрий Попов заявил в среду о намерениях подать апелляцию на приговор Владимиру Садовничему и Алексею Руденко, вышедшим накануне из тюрьмы. По его словам, он будет добиваться оправдательного приговора и снятия с летчиков всех обвинений, передают «Вести». Попов отметил, что хотя Садовничий и эстонский гражданин Алексей Руденко и были освобождены в минувший вторник из-под стражи в зале суда, однако обвинение с них не снято и судимость остается.
Мне жалко и горько, что из-за ерундового вопроса родилась такая проблема
Владимир Садовничий также не исключил обжалования приговора. «Надо будет подумать, но скорее всего – да. Причем это следующая апелляция, она уже временными рамками не зажата. Можно будет сделать и через месяц, и через два. Сначала очухаемся, придем в себя, все обсудим», – сказал летчик.
Он также вступился за посольство, которое в последнее время неоднократно обвиняли в бездействии. «Было маленькое недоразумение. На самом деле мы потом это всё обсуждали. На самом деле и мы были введены в заблуждение. Потому что и им, и нам рисовали одну картину, рассказывая сказки про то, что, ребята, тихо, сейчас всё завершится. Но это было полной дезинформацией. А потом получилось то, что получилось», – приводит слова Садовничего «Русская служба новостей».
«Благодаря российскому посольству, благодаря послу в Таджикистане, благодаря СМИ, за что я их всех благодарю, я вышел на свободу, – сказал Садовничий на пресс-конференции в Душанбе. – В мою защиту встал и президент РФ, и нижняя, и верхняя палата парламента, и политики, которым я всем безмерно благодарен».
«Я понял, что Россия – это сила. Если бы за моей спиной не было России, то я и мой коллега провели бы эти 10 лет за преступления, которых мы не совершали», – добавил пилот.
«Мне жалко и горько, что из-за ерундового вопроса родилась такая проблема. Два государства стали решать вопрос, хотя ничего политического там не было», – отметил он.
«Это уголовное дело, на мой взгляд, вызвало бы у любого юриста только смех. Но стали откладывать судебное заседание неделю за неделей, и стало понятно, что решение будут выносить не в зале суда, а где-то за его пределами», – сказал Садовничий, передает РИА «Новости».
Он выразил сожаление, что судебный процесс над ним и его товарищем отразился на положении таджикских мигрантов в России. «Сегодня, выйдя из посольства, я общался с жителями Душанбе прямо на улице, и все они сожалели об ухудшении отношений, все хотят их нормализации», – сообщил он.
Пилот рассказал, что таджикские спецслужбы уговаривали экипажи задержанных самолетов не обращаться к российским дипломатам за помощью. «Офицеры таджикской госбезопасности объясняли нам, что в наших же интересах не обращаться к представителям российских властей. Они говорили: «Ребята, все нормально. Только сами не поднимайте шум, а то мы будем действовать по официальной процедуре, а это может затянуться надолго», – приводит слова Садовничего газета «Известия». При этом он подчеркнул, что представители таджикских спецслужб первоначально уверяли летчиков, что к ним лично претензий не имеют.
Садовничий подчеркнул, что никакой связи с политикой в своем деле не видит. «Ничего политизированного в судебном процессе надо мной и моим товарищем Алексеем Руденко не было», – заявил он.
#{ussr}«Были заинтересованные люди, которые просто хотели забрать наши самолеты. И мне жаль, что из-за таких «оборотней в погонах» были испорчены отношения между Россией и Таджикистаном», – сказал пилот.
Накануне журнал «Русский репортер» опубликовал анонс материала, в котором изложены свидетельства гендиректора и совладельца авиакомпании «Ролкан» Сергея Полуянова. Он рассказал, что следователи вымогали у него взятки за задержанных членов экипажа – их выпускали по одному после очередного транша, а в качестве цены освобождения командиров назвали продажу самолетов Ан-72, на которых они прилетели.
По словам Полуянова, в ходе торгов цена внезапно упала до одного доллара, а летчики оказались в тюрьме. Директор назвал и имя того, кто стоит за этим предприятием. Речь идет о командующем национальной гвардией Таджикистана Раджабали Рахмоналиеве, владеющем местной авиакомпанией.
Свое видение ситуации изложил и освобожденный накануне Алексей Руденко. «Виноватых много: начиная с хозяина этих самолетов и его друзей-доброжелателей, которые решили их у него таким образом отнять. Я сейчас не хочу говорить об этом», – заявил он в интервью DZD.ee.
Алексей Руденко также прокомментировал действия российских властей. «Это абсолютно неадекватная реакция: зачем отыгрываться на работягах, которые от безысходности едут зарабатывать деньги? Я видел, как здесь живет народ, здесь по-другому не выжить, если кто-то не будет работать, он не будет присылать деньги. Это неадекватная реакция, я считаю. Мой коллега Владимир, россиянин, тоже считает, что это абсолютно неадекватная реакция», – сказал он.
«Может быть, такая реакция России в каком-то плане ускорила решение. Но все равно в итоге нас освободили бы. Может, неделей позже. Просто не было бы этой грязи, потому что теперь нас считают источниками бед всех таджиков, нас обвиняют в том, что из-за нас таджики страдают. Нам этого абсолютно не хотелось», – отметил Руденко.
Напомним, летчики авиакомпании Rolkan Investmens Ltd Владимир Садовничий и Алексей Руденко были задержаны в марте этого года после посадки их Ан-72 в аэропорту Курган-Тюбе. Самолеты возвращались из Кабула, где они производили местные авиаперевозки по заказу гуманитарных организаций. По словам пилотов, у них была устная договоренность с авиационными властями Таджикистана о транзитной посадке и дозаправке, в которых им было отказано после начала снижения. Пилоты, ссылаясь на Международный воздушный кодекс, попросили об экстренной посадке, в которой им не могли отказать. Командиры самолетов опасались, что топлива на обратный путь до аэропорта Кабула может не хватить.
После приземления пилоты были задержаны, их поместили под домашний арест в одной из гостиниц. В течение двух месяцев члены экипажей были отпущены на свободу, а командирам: Руденко и Садовничему – были предъявлены обвинения в незаконном пересечении государственной границы и контрабанде. Предметом последней, по мнению таджикских властей, стал разобранный авиационный двигатель, находившийся на борту одного из самолетов.
В начале ноября решением суда пилоты были приговорены к 8,5 годам тюрьмы, а самолеты Rolkan Investmens Ltd – конфискованы в пользу государства. Москва, комментируя приговор, назвала его «политизированным», пригрозив Душанбе серьезным ухудшением отношений. В частности, в России не исключали, что в отношении Таджикистана могут быть введены санкции, которые в первую очередь коснутся работающих на российской территории таджикских мигрантов. После таких заявлений Душанбе смягчил свою позицию. Уже 11 ноября президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил о готовности урегулировать ситуацию с Садовничим и Руденко.
Во вторник кассационная комиссия уменьшила их срок заключения с первоначальных 10,5 лет заключения до 2,5 лет каждому. Прокурор потребовал назначить пилотам наказание в виде двух лет лишения свободы по статье «Нарушение воздушного пространства», полутора лет – по статье о нарушении правил полетов, но по совокупности – 2,5 года. В итоге им изменили наказание на 2,5 года, из которых зачли полгода, проведенные в тюрьме, а остальные «списали» по амнистии, которая объявлена в стране до 1 декабря.