В четверг источник «Интерфакса», знакомый с ситуацией вокруг уголовного дела, возбужденного в отношении следователя по особо важным делам ГУ МВД по Москве Нелли Дмитриевой, сообщил, что не исключает возможности прекращения расследования.
#{image=563170}«Генпрокуратура истребовала уголовное дело в отношении Дмитриевой. Не исключено, что постановление о возбуждении дела будет отменено, а арест обжалован», – сказал источник.
Он отметил, что в суде представитель прокуратуры выступал против избрания в отношении Дмитриевой меры пресечения в виде заключения под стражу из-за процессуальных нарушений, допущенных следственными органами.
Нелли Дмитриева была задержана в понедельник в здании главного следственного управления столичного ГУ МВД на Новослободской улице. В среду Следственный комитет сообщил о возбуждении в отношении нее уголовного дела по факту получения ей через посредника взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). Расследование инициировал зампредседателя ведомства Василий Пискарев.
«По версии следствия, Н. Дмитриева, расследуя уголовное дело о контрабанде, требовала от фигурантов этого дела взятку в размере 3 млн долларов США за освобождение их от уголовной ответственности. Для получения взятки Дмитриева привлекла своих знакомых. 23 сентября посредниками от одного из фигурантов были получены в качестве взятки 50 тыс. евро, 1 тыс. долларов США, а также муляжи денежных средств, имитирующие евро и доллары США, в сумме, эквивалентной почти 50 млн рублей. При передаче денежных средств взяткополучатели были задержаны оперативными сотрудниками ФСБ России», – сообщили в среду в пресс-службе СК РФ.
Источник рассказал, что дело, которое расследовала Дмитриева, связано с поставками томографов для медучреждений. «Предприниматель, проходивший свидетелем по делу о поставках томографов для больниц Республики Карелия, обратился в ФСБ с заявлением о том, что от него требуют 5 млн долларов за освобождение его от уголовной ответственности», – сказал он. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в декабре прошлого года бывшему министру минздравсоцразвития Республики Карелия Валерию Бойничу было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий при приобретении компьютерных томографов у московской фирмы «Медика» в 2008–2009 годах: поставщику был перечислен 141 млн рублей, однако обязательства по поставке оборудования фирма в срок не выполнила. Несмотря на это, Бойнич подписал акты о вводе оборудования в эксплуатацию, из-за чего с поставщиков нельзя было взыскать неустойку. Сумма неустойки составляла более 26 млн рублей. Нелли Дмитриева вела это дело до 11 августа, когда материалы забрал следственный департамент МВД.
В ходе расследования дела о томографах на предпринимателя Бориса Юдина, проходившего свидетелем по делу, вышел бывший сотрудник МВД Максим Каганский, не прошедший переаттестацию, и предложил «решить вопрос» за вознаграждение в 5 млн долларов. При этом он ссылался на близкие отношения с также не прошедшим переаттестацию бывшим замначальника департамента экономической безопасности МВД Андреем Хоревым и родственниками начальника столичного ГСУ ГУ МВД Ивана Глухова, непосредственным подчиненным которого является Дмитриева.
23 сентября к ресторану «Азербайджан» подъехали неработающие Роман Емельянов, Дмитрий Чуприн и Владимир Кириллов, которые собиралась забрать у Юдина первую часть взятки в размере 1 млн долларов и 386 тыс. евро. Там они и были задержаны. Каганский скрылся и находится в настоящее время в розыске. «Максим Каганский, бывший сотрудник одного из подразделений центрального аппарата МВД, ныне руководитель московской строительной компании, объявлен в розыск. Он подозревается в посредничестве при передаче 3 млн долларов следователю Дмитриевой», – сообщил источник РИА «Новости».
Когда начальники говорят, что не знают, что происходило, это неправда
Против Каганского и троих задержанных расследуется уголовное дело по ст. 30 и 159 УК РФ («Покушение на мошенничество в особо крупном размере»). Примечательно, что заключить троих задержанных под стражу несколько дней не удавалось опять же из-за позиции прокуратуры, не поддерживавшей ходатайство следствия, сообщала газета «Коммерсантъ». В итоге санкция на их арест все же была выдана, а через несколько дней была задержана и Нелли Дмитриева.
На судебном заседании в среду она заявила, что о задержании Емельянова, Чуприна и Кириллова ей было известно из СМИ.
Дмитриева сообщила также, что незадолго до этих мероприятий к ней приходил сотрудник ФСБ по фамилии Александров и предложил ей уехать из Москвы на несколько дней. Тогда, привела Дмитриева слова Александрова, в кабинет Глухова могли подбросить деньги. После отказа, утверждала Дмитриева, он пообещал посадить ее в тюрьму, если она не даст показаний против своего начальника.
По данным издания, во время обыска в коттедже подавшегося в бега Каганского были обнаружены снимки, где рядом с ним фигурируют оба милицейских начальника.
«Она чуть больше 10 лет назад приехала из Приморья и сейчас обладает недвижимостью в Москве, – заявил газете ВЗГЛЯД председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Не думаю, что это все просто так. И когда начальники говорят, что не знают, что происходило, это неправда. Все всё прекрасно знают, все видят, как кто живет. Я не удивляюсь ничему в этой системе».
Эксперт обратил внимание на упомянутую выше фамилию бывшего первого зампредседателя ДЭБ МВД Андрея Хорева, которая фигурировала в публикациях в СМИ в связи с самыми разными делами. «Когда я слышу фамилию этого человека, я всегда говорю, что нет дыма без огня. Тем более мы лично направляли министру несколько материалов, связанных с рейдерскими захватами, включая Домодедово, где упоминалась эта фамилия. Когда такие фамилии фигурируют, надо обращать особое внимание. Все это не просто так, это система. Надо понять, что коррупционный рынок – организованная система, где четко прописаны все функции. Не знаю, насколько причастны к этой системе Глухов и Хорев, но если они причастны, это очень серьезная история», – продолжил он.
«Когда появляются такие истории, появляется возможность для реализации конфликтов, существующих между управленцами. Только в цивилизованной юридической системе это политические конфликты, а у нас эта система извращена. Эти конфликты начинают разыгрываться», – прокомментировал Кабанов несогласие прокуратуры и следствия.
Он отметил, что в коррупционной системе не принято сдавать даже рядовых менеджеров, чтобы не нарушить ее равновесие, однако затруднился предположить, почему в данном случае это правило могло быть нарушено.