В среду депутаты Законодательного собрания Петербурга приняли в целом постановление, направленное на запрет курения кальяна в общественных местах. Соответствующий законопроект, предусматривающий внесение изменений в ФЗ «Об ограничении курения табака» и Кодекс об административных правонарушениях РФ, далее уйдет на рассмотрение Госдумы, сообщает пресс-служба парламента Северной столицы.
Если кто-то дома хочет этим заниматься – пожалуйста, тут они сами за себя отвечают
Законопроектом предлагается ввести запрет на курение кальяна, а также на предоставление услуг по организации процесса курения кальяна в общественных местах, в том числе в местах общественного питания (кафе, рестораны, ночные клубы). А за нарушение запрета предлагается установить административную ответственность, а именно штраф для граждан в размере от 500 до 1500 рублей, должностных лиц – от 20 до 30 тыс. рублей, юридических лиц – от 100 до 300 тыс. рублей.
Инициативу прокомментировал спикер местного парламента Вадим Тюльпанов. Он связал сегодняшнее решение с общей борьбой против курения, которая ведется уже давно:
«Весной этого года Законодательное собрание Петербурга направило в Государственную думу законопроект, направленный на существенное ограничение курения табака. Данной инициативой, в частности, предусматривалось установление запрета на курение табака на лестничных площадках многоквартирных домов, а также в иных местах общего пользования, за исключением курения в специально отведенных местах, которые должны быть изолированными и оборудованными в соответствии с требованиями пожарной безопасности», – рассказал политик.
При этом, отметил Тюльпанов, непосредственно в Заксе уже предприняты конкретные меры, «направленные на ограничение курения табака в целях ограждения некурящих от вредного воздействия табачного дыма». В Мариинском дворце, где заседают петербургские депутаты, курение разрешено только в специально отведенных для этого местах – кабинах, оборудованных электровытяжкой и противопожарными урнами. Четыре таких кабины для удобства сотрудников расположены на разных этажах.
О том, чем петербургским депутатам не угодил именно кальян, газета ВЗГЛЯД попросила рассказать председателя комитета по законодательству Законодательного собрания Санкт-Петербурга, члена фракции «Единая Россия» Виталия Милонова.
Председатель комитета по законодательству петербургского Законодательного собрания Виталий Милонов (фото: milonov.ru) |
ВЗГЛЯД: Виталий Валентинович, вы были автором идеи о запрете курения кальяна в общественных местах?
Виталий Милонов: Да. Но не идеи, а соответствующей законодательной инициативы.
ВЗГЛЯД: Тогда расскажите подробнее, почему вы внесли это предложение? Попробовали кальян сами и решили, что он вреден? Или познакомились с какой-то статистикой, которая заставила вас пойти на радикальные меры?
В. М.: Действительно, я столкнулся со статистикой, которая не может оставить равнодушным. Я читал доклад Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), познакомился с точкой зрения министров здравоохранения нескольких стран, где курение кальяна широко практикуется. И что интересно, даже там, где кальян является частью национальной традиции, власти приходят к выводу, что его курение нужно ограничивать. В частности, в Объединенных Арабских Эмиратах, в Египте, в Турции. И если уже там взялись за этот «опасный аксессуар», то мы тем более должны обратить на него внимание.
#{interviewsociety}Конечно же, в нашей стране курение сигарет является более масштабным. И против этого направлена государственная политика в области ограничения курения табака. С другой стороны, появилась беда, как говорится, откуда не ждали – то есть кальян. Якобы безопасное увлечение оказалось очень даже вредным. И получает оно все большее распространение, особенно среди молодежи. Вот поэтому мы и предлагаем сейчас, пока не поздно, пока это еще не так развито, принять меры.
ВЗГЛЯД: Расскажите подробнее о вреде, который вызывается курением кальяна. Особенно интересует ситуация в сравнении с обычными сигаретами.
В. М.: Что касается раковых заболеваний, то последствия при курении кальяна могут быть, в принципе, такими же, что и при курении табака. Но при этом при курении кальяна в десятки раз превышается предельно допустимая концентрация угарного газа, а из-за того что происходит более глубокая затяжка, воздействие идет уже не только на верхние, но и на нижние дыхательные пути. Далее – фольга, которая там используется, вызывает выделение вредных алюминиевых паров. При горении кальяна выделяется очень много дополнительных вредных веществ. Могу сказать, что по некоторым позициям кальян примерно в 100 раз вреднее обычных сигарет.
ВЗГЛЯД: Вы сами курили кальян? Некоторые даже предпочитают его сигаретам, ведь пахнет он приятнее...
В. М.: Нет, кальян не курил. А обычные сигареты курил 16 лет. Потом бросил.
ВЗГЛЯД: Говорят, в Госдуме, куда вы направили законопроект, очень сильно табачное лобби. Думаете, дадут там ход закону о кальяне?
В. М.: Сильно табачное лобби так же, как и водочное. Они как бесы, и извести их очень непросто. Иногда они маскируются под какие-то благотворительные организации, табачные кампании, помогают детям и т. д. Но что я могу сказать? Посмотрим, что будет.
ВЗГЛЯД: У многих при слове «кальян» возникает ассоциация с игроками сборной России по футболу, которых один из центральных телеканалов якобы застукал за этим занятием в то время, когда все мысли футболистов должны были касаться игры...
В. М.: Я не футбольный болельщик. Можете мне не поверить, но я узнал об этом случае буквально вчера.
ВЗГЛЯД: Не опасаетесь, что, когда кальян будет вне закона, появятся подпольные клубы курильщиков, то есть эта сфера просто уйдет в тень?
В. М.: Вы знаете, наркотики тоже у нас находятся под запретом. Но это же не повод не бороться с этой бедой. А мы предлагаем ввести ограничение только для курения кальяна в общественных местах. Если кто-то дома хочет этим заниматься – пожалуйста, тут они сами за себя отвечают.
Еще хотелось бы отметить, что кальян пока еще не настолько вжился в наше общество. Если сейчас мы его выкинем из нашей жизни, то переболеем и забудем. А если пройдет еще несколько лет, то проблема будет уже совсем иных масштабов.
ВЗГЛЯД: Скоро выборы, появляется много разных инициатив, и наверняка у некоторых возникает вопрос: неужели сейчас нет более важных законопроектов, чем про кальян?
В. М.: Вы знаете, я только сегодня вносил пять различных законопроектов. Насколько более важен, например, вопрос о парковке лодок на городских водных маршрутах? Или давайте будем только сферой ЖКХ заниматься? Так не бывает. Просто есть большие и маленькие вопросы, а решаем мы и те, и другие. Для нас, то есть для законодателя, все они важны. Что касается кальяна, то инициатива с ним получилась громче остальных. Но она – разовая, и мы много времени на ее обсуждение не тратили. Вот если бы и другие, как вы говорите, более важные проблемы можно было решить так же, как с кальяном. В той же жилищной сфере – взять, например, и запретить управляющим компаниям заниматься ерундой и приказать всем в обязательном порядке хорошо ухаживать за нашими домами.