В понедельник активная фаза операции по поиску шхуны «Партнер» с россиянами на борту у берегов Сахалина была прекращена, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя главного управления МЧС России по Сахалинской области. Поиск в квадрате предполагаемого кораблекрушения продолжают лишь проходящие суда, также ведется прочесывание на суше.
Нет ни спасательных плотиков, ни людей, ни следов самой шхуны
«В понедельник рыболовные суда, которые участвовали в поисках, возобновили промысел и уже не занимаются активным поиском пропавшей шхуны. Прекращена и воздушная разведка. Поиск продолжают проходящие суда. Их капитанам дано указание сообщать спасателям обо всех подозрительных предметах, которые они могут заметить на воде», – отметил он.
По его словам, в понедельник продолжаются активные поиски на побережье. В поисках принимают участие 36 человек, также задействованы 17 единиц высокопроходимой техники. Ими обследована береговая черта протяженностью более 50 километров.
«Во время активных поисков с воздуха на суше и на море не найдено никаких следов гибели шхуны «Партнер». Поиск затруднял шторм, который пригнал к берегу ледяную шугу, закрывшую акваторию Татарского пролива на 400–500 метров от суши», – сказал представитель ведомства.
Напомним, промысловая шхуна «Партнер», зарегистрированная под флагом Камбоджи и приписанная к порту Пномпень, подала сигнал бедствия в пятницу утром по сахалинскому времени. Судно вело промысел в Татарском проливе, разделяющем остров и материк.
В момент подачи сигнала бедствия шхуна находилась на удалении 6 миль от берега в районе мыса Ламанон (Углегорский район). Со шхуны по радиостанции успели передать, что «Партнер» терпит бедствие, а надувной спасательный плот раскрывается неправильно. На борту шхуны вышли в море, по разным данным, от 11 до 14 членов экипажа, все они граждане России.
В пятницу в квадрате, откуда был послан сигнал бедствия, воздушную разведку провел самолет МЧС России. Тогда же поиск шхуны начали российские суда «Челябинск» и «Пионер Холмска». В субботу и в воскресенье в операции участвовали экипаж вертолета сахалинской компании «Авиашельф» и два судна, а берег прочесывали 14 единиц техники и 74 спасателя.
Глава Росрыболовства Андрей Крайний заявил в воскресенье, что если шхуна действительно затонула, шансы найти живых практически равны нулю. «При температуре воды в 2–3 градуса, при волне 3,5 метра шансов на спасение у человека, оказавшегося без плота и без гидрокостюма в такой воде, нет никаких, ноль», – сказал он.
В понедельник Крайний сообщил, что, по его данным, судно является браконьерским. В связи с этим он озвучил еще одну версию случившегося – согласно ей, судно дало ложный сигнал о бедствии, чтобы уйти в один из портов Азиатско-Тихоокеанского региона, дать шхуне новое название и снова заниматься браконьерским промыслом.
Глава Росрыболовства отметил, что в августе 2010 года это же судно, которое ранее называлось Glen Grant, было задержано пограничниками, а 10 октября оно было отдано судовладельцу под залог. До начала января 2011 года о нем не было слышно, а 5 января судно под новым названием «Партнер» с новыми документами и новым капитаном вышло из порта в Вакканай на севере Хоккайдо (Япония).
При этом, отметил Крайний, есть два фактора, которые говорят в пользу версии о том, что судно действительно затонуло в Татарском проливе: во-первых, портовые власти Японии подтверждают, что шхуна вышла из Валканая, а во-вторых, в Татарском проливе погодная ситуация очень сложная.
Крайний отметил, что спасательная операция, которая велась трое суток с привлечением флота и авиации, результатов не дала. «Нет ни спасательных плотиков, ни людей, ни следов самой шхуны», – сказал он.
«Что вызывает удивление: ни судовладельцы, которые находятся в Белизе, ни камбоджийские власти, к которым, по документам, приписано судно, не подавали извещения о том, что судно пропало», – подчеркнул глава Росрыболовства, отметив, что ни власти Сахалина, ни родственники и близкие членов экипажа не обращались в милицию по поводу их исчезновения.
«Очень много возникает вопросов о работе судов под флагами третьих стран. Мы много раз говорили о том, что эти суда не могут по закону вести промысел в нашей экономической зоне, это запрещено. Поэтому можно утверждать, что речь идет о браконьерском судне», – сказал Крайний. По его мнению, необходимо решать вопрос о том, чтобы суда под флагами третьих стран не появлялись в российских водах.
Между тем в Охотском море продолжается операция по освобождению из ледяного плена нескольких застрявших судов.
31 декабря попросили помощи плавбаза «Содружество», транспортный рефрижератор «Берег Надежды», научно-исследовательское судно «Профессор Кизеветтер» и траулер «Мыс Елизаветы». 3 января застрял во льдах траулер «Антон Гурин». 5 января ледокол «Адмирал Макаров», пробив канал во льдах, вывел на чистую воду «Мыс Елизаветы», «Антон Гурин» самостоятельно миновал дрейфующие ледовые поля. 7 января ледокол провел сквозь льды «Профессор Кизеветтер» и передал судно для дальнейшего сопровождения ледоколу «Магадан». В субботу «Адмирал Макаров» взял под проводку «Берег Надежды».
По словам Андрея Крайнего, специалисты Росрыболовства рассчитывают, что «Берег Надежды» будет выведен в район разряженных вод к утру 11 января. По его словам, в понедельник ледокол «Красин» пробился в ледовую блокаду и попытался вытащить изо льдов ледокол «Адмирал Макаров», буксирующий на жесткой сцепке «Берег Надежды». Однако из-за сложных метеоусловий этого сделать не удалось. Крайний сообщил, что корабли в жесткой сцепке будут выходить в район разряженного льда – это порядка 35–40 миль. «С учетом того, что движутся они со скоростью от 0,5 до 3 узлов в час, операция займет 10–12 часов, а затем оба ледокола вернутся за плавбазой «Содружество», – сказал он.
По мнению главы Росрыболовства, еще предстоит разобраться, почему суда с 30 декабря 2010 года, а по более точным сведениям – с 29 декабря оказались без помощи и не смогли вовремя выйти из залива. «Разбор полетов будет, но сейчас главное – спасти людей», – отметил он.