В пятницу супруга бизнесмена Виктора Бута Алла на пресс-конференции в Бангкоке зачитала сенсационное заявление от имени своего мужа, который несколько лет находится в тайской тюрьме и чьей выдачи добиваются Соединенные Штаты. На прошлой неделе Апелляционный суд Таиланда постановил экстрадировать Бута в США, отменив решение суда первой инстанции. Но выдачи не произошло, потому что Вашингтон выдвинул дополнительные обвинения в адрес бизнесмена и тайский суд решил их рассмотреть. Слушания назначены на 4 октября.
Не соответствует многим нормам
Что касается Игоря Сечина, я не имею чести лично знать вице-премьера. Насколько мне известно, он служил в Анголе, а не в Мозамбике. И он точно не был в Мозамбике одновременно со мной
По словам бизнесмена, вердикт о его экстрадиции противоречит прежним судебным решениям и законам Таиланда. «Я должен заявить, что постановление Апелляционного суда не соответствует многим нормам таиландского законодательства», – говорится в заявлении Бута.
Как передает РИА «Новости», бизнесмен считает, что в юридических тонкостях должны разбираться адвокаты, но в его деле «явно существуют противоречия». Однако выяснить, что за противоречия имел в виду россиянин, не удалось. Адвокат Бута Виктор Буробин был недоступен для комментариев, в российском посольстве в Таиланде и посольстве Таиланда в Москве газете ВЗГЛЯД также не смогли уточнить, о каких противоречиях говорил Бут.
Напомним, Бута арестовали в Таиланде весной 2008 года по запросу США об экстрадиции. В операции участвовали тайские полицейские и сотрудники американских спецслужб. В США бизнесмена считают крупнейшим в мире нелегальным торговцем оружием. Сам предприниматель отвергает эти обвинения, заявляя, что никогда не торговал оружием и что его авиатранспортный бизнес, существовавший в 1993–2001 годах, был абсолютно легальным.
В августе 2009 года тайский суд первой инстанции отказал США в экстрадиции Бута на основании политического характера обвинений и недостаточности доказательств. Более 2,5 лет россиянин находится в тайских тюрьмах. Сначала он ожидал вердикта Уголовного суда, а потом – после подачи американской стороной протеста – ждал постановления Апелляционного суда. В течение всего процесса власти США оказывали постоянное жесткое давление на Таиланд, требуя скорейшей экстрадиции Бута.
«Я вообще не работал»
#{image=429048}В зачитанном в пятницу обращении Бут отверг информацию о том, что он владеет секретами России и ее лидеров. По его словам, он никогда не работал с компаниями и государственными учреждениями России. «Мой авиационный бизнес, мой офис и жилье – все это до 2001 года находилось в эмирате Шарджа, в ОАЭ. Я вообще не работал ни с российскими компаниями, ни с государственными учреждениями», – говорится в заявлении.
СМИ неоднократно писали о том, что Бут в курсе некоторых государственных секретов и связан с высшими эшелонами власти через вице-премьера Игоря Сечина, с которым он якобы вместе служил в Мозамбике. «Некоторые СМИ договорились даже до такого абсурдного утверждения, что мне со стороны России грозит опасность физической ликвидации. Заявляю, что это неприкрытая ложь с явной целью клеветы на Россию. Что касается Игоря Сечина, я не имею чести лично знать вице-премьера. Насколько мне известно, он служил в Анголе, а не в Мозамбике. И он точно не был в Мозамбике одновременно со мной. Его командировка в Африке закончилась, когда я еще только поступал в Военный краснознаменный институт Министерства обороны СССР», – подчеркнул бизнесмен.
Отметим, что в четверг МИД Таиланда получил официальное письмо от Госдепа США с намерением отозвать запрос на экстрадицию Бута по второму комплекту обвинений в отмывании денег. Этот запрос был подан в Уголовный суд Таиланда 20 августа, за два часа до зачтения постановления Апелляционного суда Таиланда об экстрадиции Бута. По местным законам Бута нельзя экстрадировать в США до рассмотрения в суде второго запроса, если слушания назначены.
«Имидж подпольного миллиардера»
Что касается обвинений США в адрес Бута по поводу торговли оружием, то россиянин считает, что американцы создают ему «имидж подпольного миллиардера и торговца оружием». «Я никогда не торговал оружием», – утверждает Бут.
По словам бизнесмена, многие СМИ распространяют о нем информацию как о «крупнейшем нелегальном торговце оружием в мире, не задумываясь над тем, что никаких доказательств этих утверждений не существует в природе». «Все эти утверждения базируются на книге двух ангажированных журналистов, которые постоянно ссылаются на «источники в разведсообществе США, остающиеся анонимными из-за секретного характера их работы», – заявил Бут.
Что касается выдвинутых обвинений, то они, уверен бизнесмен, сфабрикованы американскими спецслужбами «на основе провокации, которую они провели против меня в Бангкоке». Россиянин напомнил, что в США его собираются судить за якобы высказанное им намерение продать портативные ракетно-зенитные комплексы колумбийским повстанцам. «Заявляю, что я такого намерения никогда не имел. Я никогда не был ни в США, ни в Колумбии. Я никогда не встречался с представителями FARC (Революционные вооруженные силы Колумбии, которые в США и ЕС считаются террористической группировкой)», – говорится в заявлении.
Еще он рассказал о встрече с тайским депутатом Сиричоком Сопхой, которая вызвала громкий скандал в парламенте Таиланда и СМИ. Выдвигались версии, что именно отказ Бута сотрудничать с этим депутатом от правящей коалиции привел к решению Апелляционного суда об экстрадиции.
Встреча действительно состоялась в бангкокской тюрьме 15 апреля. Сопха представился личным помощником премьер-министра Абсихита Ветчачивы и депутатом. В тот день тюрьма была закрыта для посещений, поэтому разговор прошел в одном из административных кабинетов, куда бизнесмена привели охранники.
«Не знаю и не хочу фантазировать»
Я должен заявить, что постановление Апелляционного суда не соответствует многим нормам таиландского законодательства
«Он показал мне статью из какой-то газеты, кажется, ланкийской или малайзийской, в которой говорилось, что за неделю до задержания в Бангкоке самолета Ил-76 с оружием из Северной Кореи на Шри-Ланку прибыл бывший премьер Таиланда Таксин Чинават. В полетном плане самолета значилась посадка на Шри-Ланке после Бангкока. Статья связывала эти два события», – рассказал Бут.
Самолет Ил-76 грузинской регистрации с экипажем из граждан Казахстана и Белоруссии был задержан в Бангкоке для осмотра во время промежуточной посадки для дозаправки в декабре 2009 года. На борту нашлось 15 тонн оружия и множество буровых труб. Весь груз был обозначен в авианакладных как «бурильное оборудование» и «механические части». После предварительного расследования летчиков выслали на родину, а самолет вместе с грузом, который перевозился в нарушение санкций ООН, пока остается в распоряжении таиландских властей. Чинават находится в эмиграции после того, как в 2006 году его правительство было свергнуто в результате военного переворота.
Сопха предложил Буту рассказать, мог ли самолет с оружием быть оплачен Чинаватом. По версии Сопхи, Чинават мог купить это оружие для своих сторонников и организовать посадку и разгрузку в Бангкоке. «Я ответил, что ничего об этом не знаю и не хочу фантазировать. Сопха тогда показал мне фотографию самолета с регистрационным номером N 300 B модели Challenger 609 CL и сказал, что это личный самолет Таксина Чинавата. Сопха попросил у меня совета, как перехватить самолет и «поймать» Чинавата. Я ответил, что такого совета давать не стану, и сказал, что ему следует обратиться за советом к его друзьям и союзникам американцам, так как регистрация самолета – из американского авиационного реестра», – говорится в заявлении.
В ответ Сопха сказал, что агент КГБ Бут должен знать, как поймать Чинавата, и заодно спросил, сколько в Бангкоке сотрудников КГБ и чем они здесь занимаются. Россиянин ответил, что не имеет никакого отношения к КГБ, тем более что этой организации не существует 20 лет, и что не намерен помогать кому бы то ни было «ловить Чинавата». Сопха тогда спросил, как себя чувствует Таксин Чинават, не болен ли он, на что Бут ответил, что «с господином Чинаватом не знаком и о состоянии его здоровья не осведомлен».
Бут пояснил, что рассказал о встрече с тайским депутатом, поскольку опасается за безопасность жены и дочери. «Появились даже сообщения, что якобы пленка с записью моего разговора с депутатом есть у моей жены Аллы... Никакой пленки с записью у моей жены нет и быть не может. Наш разговор, насколько я знаю, руководством тюрьмы не записывался. Если предположить, что встречу записывал сам господин Сопха, он вряд ли передаст такую пленку моей жене», – объяснил он.
«США были крупнейшим клиентом Бута»
Добавим, что соавтор нашумевшей книги о Буте «Торговец смертью» Дуглас Фара заявил в четверг, что поставки оружия в обход санкций ООН, что стало основой обвинения, выдвинутого США против Бута, не предусматривают состава преступления. «В большинстве случаев все, чем занимался Бут, заслуживает порицания с моральной точки зрения, но не является преступлением», – заявил Фара.
По его словам, Бут не нарушал законодательства ни одной из стран, с которой работал, а нарушение эмбарго ООН не имеет под собой юридической базы для привлечения к уголовной ответственности. По мнению автора книги, Бут начинал бизнес не без помощи силовых структур после распада СССР. Однако вскоре обрел достаточную финансовую независимость от официальных российских структур и самостоятельность в принятии решений.
Более того, он сообщил, что американские госструктуры сами пользовались услугами Бута. «Без сомнения, США были крупнейшим клиентом (Бута), в частности, перед и в начале вторжения в Ирак... Они просто не имели достаточных воздушных ресурсов для переброски армейских грузов в том объеме, в котором продвигались войска. Многие американские компании не могли получить страховку на это, но для Виктора страховка не имела значения», – заявил Фара.