Ситуация в России из-за лесоторфяных пожаров, которые за считаные дни охватили несколько крупных регионов страны, заметно улучшилась. Это дал понять глава МЧС Сергей Шойгу, чье ведомство на протяжении последних нескольких недель задействовало все свои возможности и ресурсы для борьбы со стихией. Отметим, что причиной возникновения тысяч очагов пожаров стали аномально жаркая погода и долгое отсутствие осадков.
Я бы сравнил ситуацию, которая складывалась, с боевыми действиями. Но на войне как на войне – были и промахи
В четверг Шойгу в ходе заседания федерального оперативного штаба по ликвидации последствий тушения лесных пожаров пообещал попросить президента России Дмитрия Медведева отменить режим чрезвычайной ситуации в регионах, «где ситуация улучшилась». «Если наши предложения будут одобрены, то вы можете начинать выводить группировку сил и средств», – обратился Шойгу к своему заместителю, руководителю штаба по тушению пожаров в Московской области Александру Чуприяну.
Дмитрий Медведев ввел 2 августа чрезвычайную ситуацию в семи регионах: в Республике Марий Эл, Мордовии, Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях. Через десять дней он оставил режим (ЧС) в Мордовии, Московской, Нижегородской и Рязанской областях.
Тем не менее, отметил Шойгу, сложная ситуация остается на Урале, в Свердловской и Рязанской областях». «Я бы сравнил ситуацию, которая складывалась, с боевыми действиями, – приводит «Интерфакс» слова министра. – Но на войне как на войне – были и промахи».
По его словам, сейчас завершаются работы по тушению пожаров в Московской области и Приволжском федеральном округе. Он считает, что помимо аномальной жары основной причиной возникновения пожаров было неоперативное обнаружение очагов возгорания. Но похвалил Татарстан, где быстро потушили 200 возникающих очагов.
Всего с огнем в стране боролись 166 тыс. человек и 26 тыс. единиц техники. Также России помогли зарубежные коллеги. Общая группировка составляла 449 человек, 84 единицы техники. Суммарный финансовый ущерб от пожаров составил 12 млрд рублей. Это касается средств на борьбу с огнем и строительство домов.
Также Шойгу потребовал от агентства лесного хозяйства подготовить четкий план приема площадей, на которых бушевали лесные пожары. «Вы мне скажите, вы готовы принимать территорию?» – спросил министр.
На что представитель Рослесхоза ответил ему, что уже принимают территорию и по каждому такому факту составляются акты. Шойгу уточнил у представителя Рослесхоза: «Так вы готовы или нет?» «Да, мы готовы», – последовал ответ.
Позднее на пресс-конференции министр подчеркнул, что на МЧС нет прямой ответственности по тушению лесных пожаров. «Нас в Лесном кодексе не найдете нигде», – сказал он.
Чтобы такая ситуация не повторилась в будущем, Шойгу предложил оснащать лесничества «нормальной техникой» для «оперативного мониторинга» очагов возгорания. И считает необходимым сосредоточить более серьезную технику на наиболее пожароопасных направлениях. Более того, решать этот вопрос он предлагает на федеральном уровне.
Еще он высказался за создание спецподразделений вокруг опасных объектов – атомных станций и других. При этом министр считает необходимым продолжать отслеживать ситуацию в радиационно-опасных регионах страны.
«Напоминаю вам, что у нас таких регионов шесть, – сказал он. – Такую работу необходимо продолжать до тех пор, пока у нас не будет стопроцентной уверенности, что там ничего не загорится».
По словам Шойгу, тушение пожаров близ федерального ядерного центра в Сарове представляло большие трудности. «Там долгие-долгие годы за счет опавшей хвои и листвы образовалась подстилка глубиной до метра. И вот этот матрац при попадании искры прогорал не хуже торфа», – сказал министр, добавив, что с тушением подобных пожаров было бы сложно справиться без помощи Министерства обороны.
Ранее в четверг глава Росатома Сергей Кириенко на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным заявил, что пожары не представляют угрозы ядерным центрам в Сарове и Снежинске.