Глава госкомиссии Польши по расследованию авиационных происшествий Эдмунд Клих (Edmund Klich), аккредитованный при российском Межгосударственном авиационном комитете (МАК), назвал причину крушения самолета Ту-154, в котором погиб президент республики.
Пилоты проигнорировали все предупреждения автоматики самолета и пошли на чрезмерный риск
По его словам, к катастрофе, унесшей 96 жизней, привели ошибки пилотов, пишет в среду газета Rzeczpospolita.
«Пилоты проигнорировали все предупреждения автоматики самолета и пошли на чрезмерный риск. Почему? Потому что они так обучены», – заявил Клих.
Он признался, что отдает себе отчет, что делает такое громкое заявление до окончания официального расследования. «У меня седая голова, я иду на риск и отвечаю за это. Считаю, что об этом должны знать все», – сказал Клих.
По его словам, пилоты президентского Ту-154 решились на беспрецедентный риск в условиях густого тумана. На аэродроме под Смоленском не было системы направления самолетов типа ILS, поэтому после снижения до высоты 100 метров экипаж должен был отказаться от посадки, так как взлетно-посадочной полосы не видно, считает эксперт. Однако, судя по записям черного ящика, с которыми ознакомлен Клих, пилоты сознательно пошли на снижение. Последовали команды: 90 метров, 80 метров.
Глава госкомиссии исключил версию о неисправности приборов. «Приборы не подвели экипаж. Это опровергает спекуляции о том, что летчики могли не знать, на какой высоте они на самом деле находились. Однако они не реагировали на сигналы о том, что было уже очень низко. Даже на предостережение: «Перед тобой земля», – подчеркнул эксперт.
Клих отметил, что рискованный маневр, который привел к гибели самолета и всех, кто находился на борту, не является исключением: игнорирование необходимых правил полета получило среди военных летчиков широкое распространение.
Эксперт в области авиации Томаш Хипкий (Tomasz Hypki) сообщил Rzeczpospolita, что в данном случае пилоты повторили ошибку, которая уже стала причиной нескольких крушений самолетов в Польше. «Самое печальное, что никто не сделал из тех катастроф никаких выводов», – отметил он.
Дариуш Шпинета (Dariusz Szpineta), пилот и инструктор, заявил ранее о необходимости «учить пилотов, что они не могут «приземляться любой ценой». Их нужно научить отступать от приказов. Это психологически трудно, особенно в армии, где исполнительность является фактором, важным в службе».
Уверенность в том, что трагедия стала следствием ошибки пилотов, ранее высказал газете ВЗГЛЯД заместитель начальника летного испытательного центра, заслуженный летчик-испытатель, Герой России Игорь Маленков. Комментируя подозрения в адрес самолета Ту-154, эксперт заявил: «С любыми самолетами бывали трагедии, и с Boeing, и с Airbus, и с «Туполевым», и с «Ильюшиным». В данном случае – явная ошибка пилотов. Это их проблемы. Командир экипажа принимает окончательное решение на посадку сам, даже если видимости вообще никакой нет. В данном случае командир принял решение: «Я буду садиться». Хорошо, садись. Причем здесь самолет?»
Однако у версии об ошибке экипажа есть и противники. Депутат Сейма Ярослав Зилински, например, возлагает ответственность на наземные службы аэродрома. «Расследование катастрофы еще не завершено, а пан Клих уже заявляет, что это вина пилотов, внося тем самым неразбериху. При этом он не говорит о том, почему при таком тумане не был закрыт аэродром, что является виной персонала наземных служб», – сказал он. По словам депутата, об этом может свидетельствовать и присутствие генерала Бласика в кабине пилотов. «Может быть, были проблемы, и генерал пытался их решить?» – сказал Зилински.
Напомним, самолет Ту-154, на борту которого находилась делегация из Польши, разбился под Смоленском 10 апреля. Трагедия унесла жизни 96 человек, в том числе президента республики и его супруги. Вместе с президентом в катастрофе погибли глава Национального банка Польши Славомир Скшыпек, экс-министр обороны и кандидат в президенты Польши Ежи Шмайдзиньски, последний президент республики в изгнании Рышард Кочаровский, начальник президентской канцелярии Владислав Стасяк.
Последний раз о промежуточных результатах расследования было объявлено 19 мая. К тому моменту была завершена расшифровка бортовых самописцев самолета. Кроме того, были расшифрованы наземные средства объективного контроля, в том числе переговоры диспетчеров.
Главным результатом этого этапа расследования стало то, что постороннего воздействия на самолет в момент аварии не было. «Технической комиссией однозначно установлено: теракта, взрыва, пожара на борту, отказа авиационной техники в полете не было. Двигатели работали вплоть до столкновения с землей», – заявила председатель МАК Татьяна Анодина.
Кроме того, выяснилось, что в кабине находился посторонний: им оказался командующий ВВС Польши генерал Анджей Бласик.