Общество

26 апреля 2010, 09:45

Возобновлено дело о катастрофе Boeing в Перми

Фото: ИТАР-ТАСС

Уголовное дело, которое было возбуждено после крушения самолета Boeing-737, произошедшего в сентябре 2008 года, снова открыто. В ходе дополнительного расследования, инициированного руководством Следственного комитета при прокуратуре, должны быть проверены действия должностных лиц, на которых были возложены обязанности по обеспечению безопасности эксплуатации самолета и проверке экипажа. Новое расследование взято на особый контроль.

«Руководством Следственного комитета отменено постановление следствия о прекращении уголовного дела о катастрофе 14 сентября 2008 года в Перми самолета «Боинг-737-505», выполнявшего рейс Шереметьево-1 – Пермь, – говорится в сообщении на сайте Следственного комитета при прокуратуре (СКП). – Уголовное дело направлено для дополнительного расследования с конкретными указаниями о проверке действий должностных лиц, на которых были возложены обязанности по обеспечению безопасности эксплуатации воздушного судна, и принятии в отношении них процессуального решения».

Самолет был выпущен с двумя открытыми дефектами, включая автомат тяги. Кроме того, диспетчером был допущен ряд нарушений

«Кроме того, следствию поручено дать правовую оценку действиям всех лиц, осуществлявших предполетные мероприятия по подготовке воздушного судна и проверке экипажа перед вылетом», – добавляют в Следственном комитете и уточняют, что новое расследование уголовного дела взято на особый контроль в ведомстве.

Напомним, о прекращении расследования уголовного дела о крушении самолета Boeing-737 под Пермью, в результате которого погибли 88 человек, стало известно 15 марта этого года. В качестве причины была названа смерть подозреваемого – командира воздушного судна Родиона Медведева, говорилось на сайте ведомства.

«В ходе предварительного следствия установлено, что 14 сентября 2008 года около 5.10 местного времени в городе Перми на 1441-м километре Транссибирской магистрали у железнодорожного перегона Пермь – Бахаревка потерпел катастрофу пассажирский самолет «Боинг-737-505», следовавший рейсом № СУ 821 Москва-Шереметьево – Пермь. На борту воздушного судна находились 82 пассажира и шесть членов экипажа, которые погибли. В результате авиакатастрофы разрушено около 500 метров железнодорожного полотна главного направления Пермь – Свердловск и контактная сеть, в результате чего причинен ущерб на общую сумму 6 355 112 рублей, – подвел итог первого расследования СКП. –

Причиной катастрофы самолета явилась потеря пространственной ориентировки командиром воздушного судна Родионом Медведевым, осуществлявшим активное пилотирование самолета на заключительном этапе полета, на фоне психически неуравновешенного состояния, которое было обусловлено наличием алкоголя в организме, и который своими действиями привел к перевороту самолета через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей».

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в результате крушения рокового Boeing-737 погибли все, в том числе Герой России, советник президента по делам казачества Геннадий Трошев. Он летел в Пермский край на турнир по самбо памяти Василия Шваи. Вместе с генерал-полковником разбились первый вице-президент Федерации самбо России Владимир Погодин и президент Федерации самбо Чувашии, депутат госсовета Республики Чувашия Александр Трофимов.

По факту крушения Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на воздушном транспорте, повлекшее смерть двух и более лиц»). Расследованием причин катастрофы также занимался Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Техническая комиссия, которая разбиралась в инциденте, через несколько месяцев заявила, что самолет рухнул из-за ошибки пилотов, вызванной накопленной усталостью и недостаточным профессионализмом. По данным экспертов, которые полностью согласились с решением СКП, капитан воздушного судна из-за непривычных приборов потерял пространственную ориентировку при заходе на посадку, сказались и недостатки в технической эксплуатации самолета. Кроме того, в крови капитана эксперты обнаружили следы этилового алкоголя.

«Вывод о состоянии командира подтверждается заключением судебно-медицинской экспертизы, проведенной по обнаруженным на месте происшествия останкам Медведева, согласно которой он в момент пилотирования воздушного судна находился в состоянии легкого алкогольного опьянения, – констатировал ранее СКП. – Таким образом, командир воздушного судна своими действиями совершил нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна, которые в силу выполняемой им работы и занимаемой должности обязан был соблюдать, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, то есть преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 263 УК РФ».

Результатом проведенного расследования стало предложение об изменении летного регламента.

«В соответствии со ст. 158 УПК РФ в Министерство транспорта РФ внесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления и других нарушений закона, выявленных в ходе расследования настоящего уголовного дела. В числе основных мер предложено разработать и принять незамедлительные меры по законодательному закреплению в ведомственных нормативных актах обязательного медицинского осмотра членов экипажей воздушных судов во всех пунктах полета, включая конечные и промежуточные, с целью выявления состояний здоровья пилотов, препятствующих исполнению их обязанностей либо нарушающих условия безопасности полетов, включая состояние алкогольного опьянения».

Напомним, что дополнительной помехой могло стать то, что индикация на разбившемся Boeing отличалась от применяемой на самолетах, освоенных ранее первым пилотом Родионом Медведевым (Ту-134) и вторым пилотом Рустемом Аллабердиным (Ан-2). Российский авиагоризонт имеет обратную индикацию – пилот видит качающийся символ самолета на фоне неподвижного горизонта; иностранные же показывают реальный вид из кабины – качающийся горизонт.

Следствию поручено дать оценку действиям лиц, осуществлявших предполетные мероприятия и проверку экипажа перед вылетом

«Эта причина была определена на основании анализа записи бортовых и наземных средств объективного контроля, изучения сохранившихся элементов самолета и двигателей, а также в результате моделирования аварийного полета», – уточнил председатель технической комиссии.

Адвокат Игорь Трунов сразу после того, как стало известно о закрытии дела, заявил, что расследование было неполным и необъективным. По его мнению, в катастрофе виноват не один пилот Медведев.

«В материалах дела фигурирует то, что самолет был выпущен с двумя открытыми дефектами, включая автомат тяги, – заявил он в интервью газете ВЗГЛЯД. – Кроме того, диспетчером был допущен ряд нарушений, а пилоты не имели опыта полетов на самолетах зарубежных типов, так как в РФ не существует программы повышения квалификации летного состава для изучения ресурсов управления ресурсами экипажа. Никто из пилотов не проходил специальной подготовки по выходу из сложных пространственных положений».

Игорь Трунов полагает, что уровень владения языком не позволял пилотам в полной мере ознакомиться с технической документацией, имеющейся только на английском языке. Поэтому недостаточный уровень профессиональной подготовки, неудовлетворительный уровень управления ресурсами экипажа, схемы захода на посадку в аэропорт Пермь содержат ошибку. «Весь спектр нарушений к капитану корабля (Медведеву) никакого отношения не имеет», – резюмировал адвокат.

Напомним, год назад родственники погибших обратились с ходатайством к генеральному прокурору РФ и главе СКП РФ, в котором потребовали привлечь к ответственности лиц, действительно виновных в авиакатастрофе.

«Ходатайствуем о привлечении к ответственности лиц, принимавших решение об эксплуатации на территории РФ неисправного авиалайнера, ответственных за установку на одном и том же типе самолетов навигационных приборов с различными типами индикации, ответственных за режим труда и отдыха пилотов, не соответствующий действующим нормативным документам, руководителя полетов, отдавшего указание экипажу «Боинга» на повторный заход на посадку, ответственных за профессиональную подготовку пилотов и комплектацию экипажа с точки зрения психологической совместимости», – приводило РИА «Новости» текст ходатайства.

После катастрофы иски на 9 млн рублей были поданы от трех граждан России и Китая – родственников жертв крушения. Ответчиками по гражданским делам, помимо «Аэрофлота», выступают банк Wells Fargo (США) и компания Boeing.

Текст: Мария Иванова

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?