«Расшифрован обнаруженный на месте авиапроисшествия эксплуатационный бортовой самописец российского производства. Считанная с него информация используется дополнительно совместно с информацией, полученной с аварийного параметрического регистратора», – приводит «Интерфакс» слова представителя Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Эксплуатационные бортовые самописцы как российского, так и польского производства фиксируют то же количество параметров и информации
Он добавил, что в Польше на предприятии-изготовителе также завершено считывание параметрической информации с бортового эксплуатационного накопителя. «Эксплуатационные бортовые самописцы как российского, так и польского производства фиксируют то же количество параметров и информации, что и аварийный параметрический регистратор», – уточнили в МАК.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, первые результаты расшифровки уже помогли восстановить картину произошедшего. В частности, стало известно, что летчиков никто не принуждал сажать самолет в сложных метеорологических условиях.
«По крайней мере, подтверждений тому, что кто-то из высокопоставленных пассажиров требовал от летчиков обязательной посадки под Смоленском, пока не найдено. Речевой самописец, расшифровка которого завершена, не зафиксировал при переговорах членов экипажа какого-либо давления на них», − заявлял источник, близкий к комиссии по расследованию авиакатастрофы.
Отметим, что ранее некоторые СМИ сообщали о том, что пилоты не направили самолет в Москву или Минск, как им рекомендовали, поскольку польская делегация спешила на траурные мероприятия в Катынь. Пилотам якобы было приказано сажать лайнер в сложных метеоусловиях под Смоленском.
Эксперты полагают, что такое поведение было бы, в принципе, обычным для Леха Качиньского. Как вспоминает «Вести.Ру», в августе 2008 года, во время поездки главы Польши в Грузию, несмотря на прямое указание Леха Качиньского, пилоты отказались сажать самолет, на борту которого находились сразу пять президентов, в тбилисском аэропорту. В результате лайнер сел в азербайджанской Гяндже. Тогда польский лидер решил наказать строптивых летчиков, но за них заступился министр обороны Богдан Клих.
Отметим, что в конце прошлой недели российские и польские следователи завершили работу на месте крушения президентского борта. «Изъяты все фрагменты самолета, личные вещи, документы, ценности пассажиров, а также другие предметы, представляющие интерес для следствия», − приводил ИТАР-ТАСС слова официального представителя Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Владимира Маркина.
«К настоящему моменту назначено 266 судебно-медицинских экспертиз, в том числе и генетические, опознаны 76 погибших. Следователями при участии польских и российских психологов в качестве свидетелей и потерпевших допрошены 84 человека», − отчитался Маркин.
Глава МАК Татьяна Анодина ранее рассказала, что «место первого касания Ту-154 с деревьями находится на удалении 1050 м от торца взлетно-посадочной полосы (район ближнего привода) и левее линии пути приблизительно на 40–45 м». Через 200 м произошло столкновение самолета левым крылом с деревом, вследствие чего произошло резкое кренение самолета с переворотом влево.
По ее словам, основная масса фрагментов воздушного судна находилась на удалении 350–500 м от торца взлетно-посадочной полосы, левее нее на 150 м. «Продолжаются работы по всем направлениям, в том числе летному, инженерно-техническому, управлению воздушным движением и метеообеспечению полета, в тесном контакте с польскими специалистами и правоохранительными органами», – добавила Анодина.
Основная версия крушения названа: ошибка пилотов. «Анализ имеющихся в распоряжении комиссии данных, в том числе первые результаты расшифровки черных ящиков, показывает, что к катастрофе привела ошибка в пилотировании», – цитировал «Интерфакс» источника в комиссии по расследованию причин крушения Ту-154 президента Польши.
Представитель комиссии предположил, что экипаж лайнера, вероятно, при выборе варианта выравнивания самолета после неудачной попытки захода на посадку в сложных метеоусловиях не учел некоторые особенности пилотирования Ту-154. «Особенностью этого самолета является то, что если скорость его снижения более 6 м/с, самолет при выравнивании и переходе в горизонтальный полет дает просадку. То есть теряет высоту гораздо быстрее, чем обычно», – пояснил он.
Лайнер Ту-154, на борту которого находилась делегация из Польши, разбился под Смоленском в минувшую субботу. Трагедия унесла жизни 96 человек, в том числе президента республики и его супруги. Вместе с президентом в катастрофе погибли глава Национального банка Польши Славомир Скшыпек, экс-министр обороны и кандидат в президенты Польши Ежи Шмайдзиньски, последний президент республики в изгнании Рышард Кочаровский, начальник президентской канцелярии Владислав Стасяк. Полный список погибших приведен на сайте МЧС России.
В воскресенье президентская чета была похоронена в кафедральном соборе краковского королевского замка Вавель.