Офицеры настоящие...
Президент Дмитрий Медведев провел в пятницу заседание расширенной коллегии Министерства обороны, на котором обсуждались вопросы реформирования Вооруженных сил. Министр обороны Анатолий Сердюков заявил по итогам заседания, что глава государства удовлетворен тем, как работает Министерство и как идет реформа армии. Запланированное сокращение штата военнослужащих, по его словам, идет даже быстрее, чем задумывали.
Нас результаты этой программы не удовлетворили. Мы несколько недооценили ситуацию
«Мы должны были выйти на численность армии в 1 миллион, хотя по более раннему указу президента была утверждена численность 1 миллион к 2016 году. Но с учетом того, что были предложены другие сроки, мы должны были именно в 2009 году перейти на эту численность. Поджав все свои ресурсы, мы на нее вышли», – заявил Сердюков в интервью телеканалу Россия 24.
Глава военного ведомства сообщил, что из 355 тысяч офицеров необходимо оставить 150 тысяч. «То есть у нас 200 тысяч человек, которые в новом облике не находят своего применения», − пояснил он.
«2009 год был посвящен ровно тому, что мы увольняли только тех офицеров, которые достигли предельного возраста, тех, которые по болезни не могут служить, тех, которые изъявили собственное желание на увольнение, либо тех, которые не исполняют условия контракта», – рассказал Сердюков. По его словам, за год по этим статьям было уволено 65 тысяч офицеров.
Министр заверил, что этот процесс не ускоряется. «Мы все будем делать в течение 3−3,5 лет», – заявил он.
...И будущие
Глава Минобороны рассказал, что сокращение офицерского корпуса подразумевает серьезное сокращение военных вузов. Из 65 учебных заведений останется только 10, на базе которых и будут обучаться офицеры.
«Мы вышли на миллионную армию, вследствие чего стало необходимым сократить офицерский состав. Теперь нужно выпускать гораздо меньше офицеров, при этом существенно улучшив качество их подготовки», – заявил он.
По словам Сердюкова, в оставшихся 10 учебных заведениях будет проведено серьезное улучшение учебно-материальной базы, изменятся полностью все программы подготовки. Была проведена аттестация преподавателей, оценен уровень их возможностей.
«Мы открыли несколько кафедр, которых не было − право, финансы, экономика, увеличили лингвистическую составляющую. То есть мы полностью пересматриваем всю систему подготовки и хотим, чтобы военное образование соответствовало тем требованиям, которые мы сейчас предъявляем», – заявил министр.
Реформа с чистого листа
Министр сообщил, что военное ведомство проанализировало итоги программы перехода на контрактную службу, которая была внедрена с 2004 по 2007 год. «Нас результаты этой программы не удовлетворили. Мы несколько недооценили ситуацию в части – кто должен переходить на контракт, на каких условиях, под какие денежные содержания», – сказал Сердюков.
Он уточнил, что сейчас принято решение о том, чтобы пересмотреть следующую программу, попытаться осмыслить, какие конкретные должности должны заниматься контрактниками.
Теперь нужно выпускать гораздо меньше офицеров, при этом существенно улучшив качество их подготовки
«В прошлом году в декабре мы открыли на базе Рязанского воздушно-десантного училища курсы сержантов, куда набираем ребят, которые прошли уже в обязательном порядке срочную службу, осознанно пришедших к нам и выбравших профессию именно военного. Мы будем их учить в течение 2,5 лет, дадим им средне-специальное образование помимо воинской специальности, и только после этого будем брать их к себе на службу. Причем будет достаточно серьезная система стимулирования, денежное довольствие. Полагаем, что нам этот эксперимент удастся», – рассказал Сердюков.
Напомним, в конце февраля начальник Генштаба ВС Николай Макаров по сути публично признал, что предыдущая реформа, подразумевающая переход к профессиональной армии, провалилась.
«А мы и не переходим на контрактную основу. Допущено было очень много ошибок, и та задача, которая ставилась − построение профессиональной армии, решена не была. Поэтому было принято решение, что служба по призыву должна остаться в армии», − заявил он в интервью телекомпании Russia Today.
«Более того, − продолжил Макаров, − призыв мы увеличиваем, а контрактную часть уменьшаем. Мы пришли к пониманию, что контрактник должен готовиться по совсем иным методам, чем это было ранее. Поэтому сейчас на контракт мы берем только сержантов, которых обучаем два с половиной года. Через это мы планируем прийти к контрактной армии».
Отметим, в рамках реализуемой при министре обороны Сергее Иванове Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004−2007 годы предполагались затраты в размере 68 422,22 млн рублей, а с учетом МВД и ФСБ, где также предусмотрена военная служба, – 79 091,65 млн рублей в ценах 2003 года.
И снова о «Булаве»
Проблемы вооружения и перевооружения Вооруженных сил также не остались без внимания министра. В частности, он заверил, что ракета «Булава», несмотря ни на какие трудности, все-таки полетит.
«Испытания «Булавы» идут пока не очень успешно, но тем не менее мы ищем причины, устраняем их, и полагаю, что мы эту работу доведем до конца обязательно», – сказал Сердюков.
Напомним, ранее было произведено 12 пусков ракеты, из которых только пять признаны успешными. Все они производились с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941УМ, класс «Акула», по классификации НАТО − «Тайфун»), специально модернизированной для испытаний «Булавы».
Межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р30 3М30 «Булава-30» (в международных договорах используется название РСМ-56, по классификации НАТО – SS-NX-30) может нести до 10 ядерных блоков индивидуального наведения мощностью до 150 килотонн каждый. Радиус действия «Булавы» – 8 тыс. километров.
Ракету должны принять на вооружение подводные ракетные крейсеры стратегического назначения проекта 955 («Борей»), которые сейчас строятся на «Севмашпредприятии»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах». Эксперты неоднократно отмечали, что если «Булава» так и не будет запущена, дорогостоящие ракетоносцы останутся без подходящего применения.
Сердюков также подтвердил, что на вооружении флота в ближайшие годы останется стратегическая морская ракета «Синева».
«Ракета «Синева» достаточно серьезно себя зарекомендовала. Буквально вчера мы очередной пуск осуществили, и пуск был признан успешным. Все блоки пришли в заданные районы», – сказал он.
«Ракета очень неплохая, и полагаю, что в ближайшие десятилетия мы будем их использовать», – добавил министр.
Он также затронул тему с возможной закупкой РФ французского вертолетоносца «Мистраль», а также некоторых видов оружия и военной техники за рубежом, констатировав, что по некоторым направлениям Россия достаточно серьезно отстала.
«Это касается не только Военно-морского флота, но и других направлений. И мы единичные экземпляры сейчас закупаем: это касается и беспилотников, и всевозможных прицелов, и приборов ночного видения − достаточно большой спектр; именно там, где мы, к сожалению, отстали», – резюмировал Сердюков.