Московское следственное управление Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ проверяет информацию о «живом щите» на внешнем кольце МКАД в районе Ярославского шоссе.
Гражданин имел дело не с постовым Пупкиным, а с представителем государственной власти, который обязал его поставить там машину
Как сообщает пресс-служба ведомства, руководство управления дало указание провести проверку «в связи с появившейся в ряде СМИ и в сети Интернет информации о действиях сотрудников ГИБДД Москвы в отношении водителей, вынужденных подчиниться требованиям милиционеров и принять участие в построении из автомобилей «живого щита» на внешнем кольце МКАД в районе Ярославского шоссе для задержания нарушителей».
«По результатам проверки следственными органами будет дана правовая оценка действиям сотрудников милиции и принято процессуальное решение», – обещали в СКП.
Напомним, в среду в столичном управлении ГИБДД заявили, что информацию об инциденте также узнали из сообщений СМИ. «Мы владеем этой информацией. В данный момент проводится проверка, по ее результатам будут приняты все соответствующие решения», – заявила газете ВЗГЛЯД начальник отдела пропаганды УГИБДД ГУВД по Москве Марина Васильева, отметив, что «в нашей практике таких случаев никогда не было, это запрещено законом».
Информацию о произошедшем предал огласке водитель Сергей Сутягин, рассказавший, что 5 марта сотрудники милиции выстроили на МКАД «живой щит», чтобы задержать опасных преступников. В итоге серебристая Audi, в которой, как выяснилось, находились вооруженные преступники, протаранила гражданские автомобили и скрылась. По словам Сутягина, который опубликовал в Интернете видеообращение, сотрудники ГАИ заявили, что на компенсацию участникам «щита» рассчитывать не следует.
Результаты проверки стали известны уже в среду вечером. «Установлено, что мероприятие сотрудниками ГИБДД проводилось в рамках операции «Борсетка». Автоинспекторы были вынуждены прибегнуть к помощи автовладельцев. В результате пострадали их автомашины», − заявил замначальника столичного управления ГИБДД Игорь Исаев.
В связи с инцидентом командир спецбатальона ДПС Александр Козлов, чьи подчиненные проявили вызвавшую столько шума инициативу, был предупрежден о неполном служебном соответствии (в период действия такого взыскания любое замечание может стать основанием для автоматического увольнения). Кроме того, руководство столичной Госавтоинспекции принесло извинения владельцам пострадавших автомобилей и пообещало выплатить компенсации за поврежденное имущество. Последний вопрос взял на личный контроль глава московской ГИБДД Сергей Казанцев.
«Просто дураки, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД действия милиционеров заместитель председателя комитета Госдумы РФ по безопасности Геннадий Гудков. – Эти сотрудники по большому счету – дятлы, если не сказать хуже, непарламентским словом. Они имеют средства для остановки транспорта: ленты с шипами, трейлеры, желающих их таранить я не видел. Но начальство тоже должно проявить гибкость и мудрость, – добавил он. – Если бы милицейское начальство было чуть поумнее и погибче, они собрали бы этих людей и сказали бы им: «Не волнуйтесь, мы вам все компенсируем, дадим почетную грамоту и удостоверение внештатного сотрудника ГАИ. Да, наши виноваты, мы с ними разберемся, но вы-то у нас герои». Уверяю вас, никто не стал бы жаловаться, все повалили бы гурьбой фотографироваться с начальством», – изложил альтернативный вариант развития событий Гудков.
Компенсировать ущерб, по мнению депутата, должна столичная Госавтоинспекция. «Для этого есть бюджетные, страховые механизмы, резервный фонд – можно было найти возможность отремонтировать, компенсировать, все, что угодно.
Сейчас мы ввели закон об ответственности государственного органа за действия сотрудников. За произошедшее должно отвечать управление ГАИ. Пусть оно дальше со своими сотрудниками разбирается – увольняет, объявляет взыскание. Гражданин имел дело не с постовым Пупкиным, а с представителем государственной власти, который обязал его поставить там машину. Он обязан был выполнить требования», – убежден Гудков.
Зампредседателя думского комитета не видит необходимости в том, чтобы депутаты вплотную занимались этим делом. «Таких случаев ежедневно в стране происходит немало. Мы не начальство ГАИ, которое должно отрабатывать с подчиненными действия в экстремальных ситуациях, мы не прокуратура, чтобы давать правовую оценку. Не думаю, что инцидент требует каких-то правовых норм. Все, что в праве нужно для таких случаев, вписано в соответствующие законы», – пояснил он.
Тем не менее комитет по безопасности направил в адрес генпрокурора РФ и министра внутренних дел запрос, чтобы разобраться в этой ситуации.
Напомним, в марте 2008 года практику выстраивания «живых щитов» применили инспекторы минской ГАИ. На 8-м километре трассы Минск – Микашевичи милиционеры заблокировали дорогу легковыми автомобилями с находящимися в них людьми, чтобы остановить пьяного водителя. Volkswagen Golf протаранил щит на скорости 160 км/ч. Несколько человек получили травмы. В июне того же года суд признал инспекторов ГАИ Октябрьского района Минска Геннадия Дорогокупца и Алексея Лихторовича виновными в превышении должностных полномочий и приговорил каждого к двум годам лишения свободы условно с отсрочкой на три года и без права занимать определенные должности в течение трех лет.
В отношении водителя-лихача Романа Ментюка было возбуждено уголовное дело по факту управления транспортным средством в нетрезвом виде. Обвиняемый вместе с семьей скрылся в России, но был задержан и экстрадирован в Белоруссию, где был приговорен к пяти годам колонии общего режима. Водителям, автомобилями которых сотрудники ГАИ решили закрыться от нарушителя, Госавтоинспекция выплатила по решению суда в общей сложности 22 млн рублей за моральный ущерб.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом