«Это событие является долгожданным для любителей быстрой езды. Гонки проводятся в честь первого президента ЧР Ахмата-Хаджи Кадырова», − говорится в заявлении президента Федерации автоспорта Чеченской Республики Ибрагима Джамалдинова на официальном портале правительства Чечни.
Гонщики из других регионов в Чечню не поедут – далеко, да и обстановка нестабильная. А без выхода на федеральный уровень это – детские игрушки
Мэрия Грозного поддержала проект и выделила для гонок наиболее безопасную трассу вдалеке от жилых кварталов, где автомобили не будут угрожать местным жителям и мешать их сну. «На все время соревнования будут дежурить врачи скорой помощи и пожарный отряд МЧС», − сообщил Джамалдинов. Это стандартные меры безопасности на любом мероприятии, связанном с авто- и мотоспортом.
Уточним, что на время проведения гонки участок улицы перестает быть дорогой общего пользования, поэтому и скоростные лимиты на нем не действуют, именно так были организованы легальные заезды в Москве, Рязани и некоторых других городах.
По словам Ибрагима Джамалдинова, единственным условием для желающих участвовать в заездах будет исправность автомобиля. Все водители перед стартом пройдут медосмотр, а машины – техническую инспекцию, как это делается на любых автогонках. «При обнаружении неисправностей автомобиль не будет допущен к соревнованиям», − предупредил куратор чеченского автоспорта.
По его словам, уже сейчас на старт готовы выйти 30 экипажей. Отметим, что участников может быть гораздо больше, поскольку автомобили – одно из главных увлечений современных чеченцев, особенно молодых.
«Мероприятие для «своих» в Грозном, конечно, состоится, − комментирует инициативу чеченских властей один из опытнейших московских уличных гонщиков, организатор клуба StreetMachines Алексей Бурмистров. – Но вот из других регионов страны гонщики в Чечню точно не поедут – далеко, да и обстановка нестабильная. А без выхода на федеральный уровень это − детские игрушки».
По мнению Бурмистрова, попытки сделать ночные гонки легальными почти обречены на неудачу: легальный статус означает множество ограничений и почти всегда предусматривает плату за участие в гонках. «Если в нелегальных гонках есть свои системы ставок, и хороший гонщик может остаться с прибылью, то платить по 3 тыс. за выезд на трассу желающих не найдется», − уверен гонщик.
Кроме того, в последние годы уличные гонки в России вообще идут на убыль. «Конечно, люди по-прежнему гоняются, но новых машин приличного по западным меркам класса подготовки просто нет», − констатирует Бурмистров. Дело в том, что на ввоз иномарок и тюнинговых запчастей действуют высокие пошлины, а отечественных платформ и компонентов для уличных гонок высокого уровня не существует. Кубковые «Лады» и «Логаны» годятся для официальных кольцевых гонок и ралли в моноклассах, но для уличных гонок на скорость по прямой нужны совсем другие шасси и моторы.
Напомним, что в течение последних лет попытки сделать ночные автогонки легальным мероприятием предпринимались во многих регионах России. Так, в Москве в 2006−2008 годах прошли заезды на организованных трассах в Сокольниках, Крылатском, на Фрунзенской набережной. Однако после нескольких заездов такие серии прекращались из-за отсутствия денег или желающих выступить.
Между тем нелегальные уличные гонки в столице продолжаются по сей день. И если исконная площадка московских дрэг-рейсеров на Воробьевых горах уже практически превратилась в шоу-площадку, то заезды на некоторых набережных, а также по загородным шоссе, успешно проводятся. Но поскольку стритрейсеры являются де-юре обыкновенными участниками дорожного движения, их можно обвинить в превышении скорости.
Напомним также, что, в отличие от «легализации» уличных гонок, поддержка региональными властями профессионального автоспорта, как правило, дает ощутимые результаты. Пример такого отношения к автогонкам − Татарстан, где в течение всего постсоветского времени активно поддерживаются почти все виды автоспорта, а в гонках принимают участие сыновья президента Минтимера Шаймиева и премьер Рустам Минниханов, который вскоре возглавит республику. На счету татарских автоспортсменов несколько крупных международных побед в разных легковых классах и многолетний статус чемпиона в грузовых ралли-рейдах, который удерживает команда «КамАЗ-Мастер».