Полеты стратегических бомбардировщиков Ту-95МС, которые оснащены теми же авиадвигателями НК-12, которые стояли на разбившемся под Тулой военно-транспортном самолете Ан-22, приостановлены, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на полковника Владимира Дрика.
Отказ какой-либо системы самолета мог произойти из-за погодных условий, в том числе из-за обледенения
«В целях соблюдения условий безопасности эксплуатации самолетов, оснащенных идентичными двигателями, это такие как Ан-22 и Ту-95МС, решением главнокомандующего ВВС полеты их временно приостановлены до выяснения причин падения», – сообщил представитель Минобороны.
Дрик напомнил, что 28 декабря в 21.30 во время планового учебного полета у населенного пункта Троицкое (Тульская область) с экранов радаров пропал самолет Ан-22 («Антей»). «К месту падения вышли две наземные группы поиска и спасания. Вокруг места падения выставлено оцепление. Ситуацию с поиском пропавшего самолета осложняли погодные условия», – сказал полковник.
Он сообщил, что для расследования причин ЧП в данный момент создана комиссия из представителей Минобороны РФ, Главного командования ВВС и командования военно-транспортной авиации. «Рассматриваются все возможные причины крушения воздушного судна», – заверил Дрик. Представитель Минобороны РФ также уточнил: «На данный момент экипаж самолета Ан-22 и средства объективного контроля не обнаружены».
Следственный комитет (СК) России на своем официальном сайте объявил, что по факту крушения заведено уголовное дело: «Военным следственным отделом Следственного комитета по Тульскому гарнизону по факту крушения самолета Ан-22 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним)».
По данным следствия, 28 декабря 2010 года около 21 часа самолет военно-транспортной авиации Ан-22 вылетел из города Воронежа и следовал в аэропорт Мигалово Тверской области. На его борту находились 12 военных летчиков из состава двух экипажей. Спустя менее часа жители поселка Красный Октябрь Тульской области увидели самолет, а затем услышали взрыв. Около 3 часов ночи место падения самолета было обнаружено с воздуха. Все находившиеся на борту погибли.
На место авиационной катастрофы незамедлительно выехала следственная группа. Для оказания практической и методической помощи следователям на место происшествия прибыли офицеры криминалистических подразделений центрального аппарата военных следственных органов Следственного комитета, а также военного следственного управления Следственного комитета по Московскому военному округу.
Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, «военная прокуратура Московского военного округа проводит прокурорскую проверку, следственными органами возбуждено уголовное дело», заявила помощник военного прокурора Московского военного округа Наталия Земскова. Также чиновник отметила, что потерпевший катастрофу самолет был выпущен в 1974 году: он насчитывает 36 лет эксплуатации. «Самолету оставалось десять месяцев эксплуатации», – подчеркнула Земскова. По ее данным, самолет прошел капитальный ремонт в феврале 2010 года.
Тульская газета «Молодой коммунар» сообщает имена погибших в крушении: это командир корабля Белов Андрей, замкомандира корабля Сергей Солдатов, помощник командира корабля Алексей Сморчков, штурман корабля – инструктор Игорь Слиньков, бортовые инженеры Дмитрий Харитонов, Сергей Невидимов, Дмитрий Домашин, Юрий Карпухин, Марат Байтулов, Евгений Иванов, старший воздушный радист Борис Кондратюк. Имя двенадцатого летчика не сообщается. По данным газеты, тела погибших уже извлечены из-под обломков. Процедура опознания погибших летчиков, как полагают в военно-следственном отделе Тульского гарнизона ВСУ СК РФ по МВО, пройдет в морге Плавской центральной районной больницы – ближайшем городе в Тульской области, где имеется база для проведения судебно-медицинской экспертизы.
Как сообщает «Молодой коммунар», официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что на месте крушения обнаружены бортовые самописцы, их расшифровка позволит выяснить причины авиакатастрофы.
По мнению главного редактора авиационного портала Avia.ru Романа Гусарова, причиной крушения Ан-22 могло стать обледенение самолета: «Как правило причина аварии – это наложение нескольких факторов, цепь событий, – полагает эксперт, – отказ какой-либо системы самолета мог произойти из-за погодных условий, в том числе из-за обледенения, но точно эту цепь событий, их последовательность сможет установить только комиссия после расшифровки бортовых самописцев».
По мнению авиационного эксперта, турбовинтовой двигатель НК-12, установленный на Ан-22 и Ту-95, надежен, хотя и пережил свое время: «Мораторий на полеты этих турбовинтовых самолетов может быть и не снят, если комиссия придет к выводу, что причина крушения – не трагическое стечение обстоятельств, а системный сбой из-за выработки ресурса двигателя».
Турбовинтовой авиационный двигатель НК-12, установленный на Ан-22 и Ту-95МС, разработан в Самарском научно-техническом комплексе имени Кузнецова в 1950-х годах. Двигатель устанавливался на самолеты Ан-22, стратегический бомбардировщик Ту-95 и его модификации, экраноплан «Орленок».
Серийное производство двигателей налажено в 1954 году. С момента создания и до сих пор является самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. Каждый двигатель приводит в движение два четырехлопастных пропеллера диаметром около 6 метров, вращающихся в противоположных направлениях.
Военно-транспортный четырехмоторный, турбовинтовой самолет Ан-22 предназначен для перевозки на большие расстояния тяжелой и крупногабаритной боевой техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способами воздушных десантов, пишет «Авиабаза». Экипаж – 5-6 человек, грузоподъемность – 60 т, грузовместимость – 300 военнослужащих с личным оружием или 151 парашютист-десантник с личным оружием.