На заседании Общественного совета при Минобрнауки министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что в России наблюдается уменьшение числа выпускников школ. В свою очередь это приводит к тому, что вузам становится некого учить.
К 2020 году Россия может полностью перейти на платное образование в вузах
По словам министра, решить эту проблему можно двумя путями: либо сократив количество бюджетных мест, причем вполовину, либо сохранив количество выделяемых бюджетных средств и при этом увеличив расходы на содержание каждого бюджетного места.
О том, есть ли реальная нехватка абитуриентов, с чем она связана и как поступить в сложившейся ситуации, газете ВЗГЛЯД рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
ВЗГЛЯД: Сергей Константинович, как избежать нехватки студентов?
Сергей Комков: Никакой нехватки студентов нет. Андрей Александрович, как всегда, что-то перепутал. А некоторое сокращение выпускников школ и соответственно абитуриентов – это временная демографическая ситуация, которая имеет склонность постоянно меняться. Где-то через четыре–пять лет ситуация поменяется в другую сторону – количество выпускников увеличится. Потом опять уменьшится, потом опять увеличится. Это ситуация, которая развивается по волнистой линии.
ВЗГЛЯД: А с чем это связано?
С.К.: С обычной демографической ситуацией. То у нас в стране было больше детей, то меньше. Сейчас, кстати, детей много, и налицо нехватка мест в детских садах. Где-то пять–семь лет назад нам говорили, что нам не нужно столько садиков, их закрывали. Вот результат – вести детей некуда.
Сергей Комков считает, что причина снижения числа школьных выпускников таится во временном демографическом спаде (фото: ИТАР-ТАСС) |
ВЗГЛЯД: Вернемся к вузам. Есть ли избыток высших учебных заведений?
С.К.: На сегодняшний день огромного избытка вузов нет. У нас появилось большое количество негосударственных вузов. Они выросли, как грибы, начиная где-то с 1995 года. Причем есть вузы с очень высоким уровнем образования, а есть откровенные «шарашкины конторы», которые неизвестно какими путями получили лицензию и выписывают дипломы налево и направо.
Так вот в середине 90-х годов прошлого века появление негосударственных вузов всячески поощрялось. Тогда было сделано заявление: образование – тоже сфера услуг, за него надо платить, поэтому государство должно сокращать количество вузов, а негосударственные учреждения должны получить развитие.
Начиная с 1995 года идем по пути сокращения бюджетных мест. Руководство Министерства образования приводит соотношение – на 10 тысяч населения 116 человек учится на платных местах. Эти цифры, что называется, «от лукавого».
Надо исходить из того, что весь мир сейчас идет от всех видов платностей за образование к бесплатному высшему профессиональному образованию. Для примера возьмем Германию – в 2000 году соотношение платного к бесплатному образованию было 60 на 40, сейчас же наоборот – 40 на 60. К 2015 году немцы планируют сделать 90% образования бесплатным, а к 2020 году полностью перейти на бесплатное образование.
ВЗГЛЯД: С чем это связано?
С.К.: Потому что важнейшая социальная функция государства – подготовка граждан к тому, чтобы они в любой момент могли выполнить любые задачи. Весь мир думает так: собираются налоги с корпораций, с бизнеса, подоходный налог с граждан, и эти деньги должны расходоваться на социально значимые направления, одно из которых как раз образование. Кстати, Япония перешла полностью на бесплатное образование. Японцы считают, что каждый, кто хочет получить высшее образование, должен его получить.
ВЗГЛЯД: Что же происходит в России?
С.К.: Мы идем в обратную сторону, у нас почти 70% образования за плату. К 2015 году соотношение станет 90 на 10, а к 2020 году можем вообще перейти полностью на платное образование.
#{smallinfographicleft=399381}ВЗГЛЯД: Но есть американская система, предусматривающая почти все места в вузах платными.
С.К.: В Америке другая система, нежели в Европе. Там нет системы мелких вузов, вместо этого ряд крупных региональных больших вузов – Гарвард, Стенфорд. Они имеют следующую систему – там есть свой фонд, куда вкладывают деньги бывшие выпускники, региональные власти, бизнес-сообщества, и на эти финансы особо талантливые студенты и учатся. Кстати, они еще и получают специальный грант на существование, чтобы можно было спокойно жить, учиться, питаться. Есть также система стипендий.
В данном случае Америка нам не указ, у нас совершенно другие традиции, нам в большей степени надо смотреть на Европу и на юго-восточную Азию.
ВЗГЛЯД: А можно ли как-нибудь получить выгоду из сложившейся ситуации?
С.К.: Фурсенко говорит, что у нас в России меньше школьников, а значит меньше студентов. После этого он заявляет – ах раз их меньше, то нужно сократить еще и бюджетные места. Я часто встречаюсь со своими коллегами из Европы и Америки, которые говорят – в ситуации, когда начинается демографический спад, вследствие чего уменьшается количество абитуриентов, можно без всякого ущерба для экономики увеличить количество бюджетных мест, чтобы все желающие могли выучиться бесплатно.
У нас наоборот – мы сокращаем бюджетные места со скоростью 6–8% в год, а по некоторым профессиям – по 10–12% в год.
ВЗГЛЯД: Кто быстрее всего «вымирает»?
С.К.: Быстрее всего сокращаются места в педагогических вузах. Почему-то господин Фурсенко решил, что России не нужны педагоги, что это лишняя обуза для страны. Недавно министр заявлял, что учителей переизбыток и нужно уволить 200 тысяч преподавателей. А через пять лет в школу придут сегодняшние малыши из детсада и учить их будет некому. Так что мы идем очень порочным путем.
Выслушав заявление Фурсенко – для меня, правда, уже это неудивительно, – мы с коллегами решили, что слова министра никак не могут выражать интересы российского государства, особенно если учесть, что страна поставила перед собой задачи модернизации экономики, оптимизации всех процессов, развития инфраструктур, подъем научного потенциала. Слова Фурсенко – это как минимум отсутствие профессионализма, а по максимуму – преступление.