«Четыре корабля Черноморского флота, которые направляются из Севастополя в Балтийск, получили задачу подключиться к поиску пропавшего судна с российским экипажем, используя весь комплекс радиотехнического вооружения кораблей», – рассказал РИА «Новости» источник в главном штабе ВМФ РФ.
Задачу поиска осложняет огромный район возможного нахождения пропавшего судна и его судьба
В состав поисковой группы входят, помимо сторожевого корабля (фрегата) «Ладный», о котором сообщалось в СМИ, три больших десантных корабля, скорее всего это «Азов», «Ямал» и «Новочеркасск».
Ранее появилась информация об участии в операции двух АПЛ, однако позднее Министерство обороны отказалось подтвердить или опровергнуть это сообщение.
«Подводные лодки ВМФ России выполняют свои специфические задачи в различных районах Мирового океана. Эти задачи, как и нахождение подводных лодок, не комментируются», – заявил РИА «Новости» пресс-секретарь министра обороны РФ полковник Алексей Кузнецов.
Собственно включение в состав поисковой группы АПЛ является как раз довольно спорным решением. Использовать эти корабли, обладающие большой автономностью и мощными гидроакустическими комплексами, можно лишь для обследования акватории, в том числе и скрытного, из-под воды: на гражданском судне нет и не может быть средств обнаружения ПЛ.
Разве что кто-то из вахтенных сможет случайно заметить в бинокль или как засветку на радаре выдвижные приборы субмарины. Если же судно потоплено, то и в этом случае подводная лодка сможет лишь разведать общую гидрографическую обстановку.
В случае с Arctic Sea задачу поиска осложняет огромный район возможного нахождения пропавшего судна и его судьба. К уже высказанным экспертами сценариям похищения можно добавить еще парочку. Судно имело незаконный груз, который перехватила третья сторона. Сейчас судно потоплено или идет в какой-то порт. По согласию с капитаном судно похитили кредиторы судовладельца. В этом случае оно вскоре должно объявиться в одном из портов под арестом.
Если судно потоплено, то, возможно, сведения о его местоположении имеются у командований НАТО или США: гидроакустические системы слежения за российскими подводными лодками могли зафиксировать шумы от погружающегося корабля. Однако не факт, что они поделятся данными с российскими коллегами.
Вторая надежда определить возможное местоположение Arctic Sea – это морская навигационная система ASI, в чем-то схожая с аналогичными авиационными диспетчерскими системами. Коротко, ASI позволяет вести наблюдение за судами с других судов или береговых станций и представляет собой систему опроса и оповещения. Суда, оборудованные системами AIS, непрерывно передают короткие сообщения, содержащие следующую информацию: координаты судна, истинный курс, истинная скорость, курс по гирокомпасу, навигационный статус. Причем эти данные передаются не только береговым станциям, но и встречным кораблям.
Согласно имеющейся информации, последний контакт судна с системой ASI состоялся 28 июля в 1.52 ночи по местному времени, когда оно следовало проливом Па-де-Кале. Зная скорость судна на тот момент и его курс, а так же истекшее время, можно несколько сузить район возможного поиска, но все равно он остается очень большим. За 10 дней судно могло уйти на 3500 миль.
Есть сведения, что в последний раз сухогруз был замечен у берегов Португалии, однако, насколько известно, эта информация не получила пока надежного подтверждения. Предполагается, что командование ВМФ выжало по официальным каналам всю полезную информацию как из системы ASI, так и из базы данных морских электронных карт VTMS, которые корректируются в масштабе реального времени и где отмечаются все суда, проходящие узости и просто опасные для судовождения места.
Следует сказать, что для поиска применяются не самые подходящие корабли. К сожалению, на «Ладном», относящемся к проекту 1135, штатная авиагруппа не предусмотрена. Нет вертолетов и на больших десантных кораблях. То есть для обследования значительной акватории им придется совершать дополнительные маневры, сжигая топливо, запас которого не бесконечен. Тогда как с вертолета можно осмотреть за раз гораздо большую акваторию.
Остается, правда, надежда на космические средства поиска. Но что это за средства, сказать сложно. Насколько известно, работоспособных спутников радиолокационной разведки типа 17Ф16 УС-А/УС-П на орбите не осталось.