Общий объем ГОЗ, по словам Поповкина, на указанный период составит 1,5 трлн рублей и секвестру подвергаться не будет. Любопытно, что до сих пор о «неприкосновенном» статусе военных расходов в условиях мирового экономического кризиса заявил только Китай (сообщение агентства «Синьхуа» было опубликовано буквально сегодня).
Казалось бы – значительная сумма. Однако, запланированная еще в минувшем году, она в значительной степени «съедена» высокими темпами инфляции (10–11% на 2008 год). А с учетом негативной тенденции к повышению ее темпов – по самым оптимистичным прогнозам, до 15% к концу текущего года, в трехлетней перспективе это может означать едва ли не снижение финансирования закупок вооружений.
Замечательно лишь то, что в оборонку наконец пошли реальные, большие деньги. Теперь важно, чтобы они дошли до конечного получателя – производителей военной техники и вооружений. А с этим в нашей стране традиционная беда, несмотря на все попытки переломить негативную тенденцию.
Несмотря на заверения Поповкина в том, что «15% гособоронзаказа на 2009 год уже проавансированы промышленности», ВЗГЛЯД располагает информацией, что часть предприятий ОПК (включая и крупнейшие, отраслеобразующие) еще не получили деньги за продукцию, переданную заказчикам в III квартале 2008 года. Между тем для оборонных предприятий, вынужденных заранее закупать для своих изделий большое количество материалов и комплектующих у субподрядчиков, стабильное и ритмичное финансирование имеет важнейшее значение.
По словам начальника вооружений, в 2009 году для нужд ВВС будет закуплено 50 новых боевых самолетов, в том числе и «из задела промышленности». Эта цифра не вызывает сомнений и может быть довольно легко разложена по типам. Половину закупок составят 24 МиГ-29СМТ из алжирского возврата.
Еще восемь машин составят истребители Су-27СМ, модернизированные по контракту от 2007 года. Вероятно, они станут последними самолетами этого типа – от машин версии «СМ» решено отказаться в пользу более глубокой модернизации Су-27СМ2. Шесть или восемь самолетов будут модернизированными штурмовиками Су-25СН и примерно 10–12 машин – модернизированные фронтовые бомбардировщики Су-24М2.
Полностью новыми будут лишь два бомбардировщика Су-34, передача которых намечена на текущий год. Следует сказать, что это предварительный список, составленный на основе анализа заявлений руководителей предприятий и оценки производственных мощностей, – он может быть скорректирован.
Не оставляет сомнений и поступление в ВВС заявленного числа новых вертолетов: согласно отчету ОАО «Вертолеты России», в прошлом году в нашей стране произведено 169 винтокрылых машин, а в текущем, согласно плану, будет построена как минимум 231.
К сожалению, Поповкин практически не коснулся количества основных боевых танков, которые получат ВС в 2009-ом, однако можно предположить, что их число составит не менее 40 машин Т-90: батальонный комплект. Именно столько танков планировалось приобретать для внутренних нужд ежегодно, и, насколько известно, с 2006 года эти планы исполняются.
Однако основной частью выступления следует считать ту, где генерал армии говорит о развитии РВСН и морской компоненты стратегической триады, на модернизацию которых будет истрачено до четверти объема ГОЗ.
Прежде всего, Поповкин пообещал в текущем году принять на вооружение злополучную ракету для подводных лодок «Булава-М», половина запусков которой окончилась неудачно. Для этого потребуется дополнительное количество летных испытаний – о чем, собственно, и говорили в свое время разработчики.
Наконец, Поповкин назвал официально причину, по которой испытания ракеты так затянулись: депрофессионализация (буквально) предприятий-смежников. Собственно, ничего нового – об этом как об одной из основных причин не раз писали СМИ, включая наше издание. Действительно, оклады в 15–20 тысяч, вполне адекватные для труженика средней квалификации в провинции, вряд ли могут привлечь специалистов экстра-класса, необходимых для столь сложного производства. Очевидно, что в столице заработки существенно выше. Как будет решена кадровая проблема, Поповкин не уточнил.
Между тем тут есть свои подводные камни: даже если путем резкого повышения зарплат производители смогут привлечь квалифицированных сотрудников для сборки опытных экземпляров ракет, предназначенных для летно-конструкторских испытаний, то кто будет «гнать серию» и каково окажется качество серийной продукции?
Гораздо более важным моментом, чем проблемы с «Булавой», представляется сообщение о том, что в 2009 году в РВСН впервые поступит более 10 пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет. Действительно, если производство стратегических комплексов не будет увеличено в ближайшее время, старение парка межконтинентальных носителей, по пессимистическим прогнозам, может привести к тому, что на рубеже 2020 года количество таких ракет наземного базирования в распоряжении РФ не превысит 200.
А 200 ракет – не такое уж большое число целей для «обезоруживающего удара», который может быть нанесен и разрабатывающимися сейчас в некоторых странах неядерными высокоточными стратегическими системами, в том числе и космического базирования. При этом, как считается, единичные выжившие носители могут быть перехвачены системами ПРО.
Неслучайно начвооружения упомянул в своем выступлении о разработке в РФ систем противокосмической обороны, недвусмысленно предупредив: «Если какая-то страна захочет разместить в космосе оружие, Россия окажет этой стране противодействие – независимо от того, какая это будет страна».
Несмотря на успешные опыты в этой области, произведенные в США и КНР, нет сомнений, что наша страна на сегодняшний день единственная, где «противоспутниковое» оружие, обладающее приемлемыми характеристиками, может быть создано гарантированно и в разумные сроки. Примером тому может служить уникальная, не имеющая мировых аналогов система ПРО Центрального района А-36.
Таким образом, из выступления Поповкина основные направления финансирования закупок новой техники становятся очевидны: вместе с закупками модернизированной авиатехники (в ожидании начала производства перспективных самолетов Су-35 и Т-50) это модернизация РВСН.
Действительно, в условиях модернизации вооруженных сил, когда их боеспособность вынужденно будет снижена, РВСН остаются практически единственной гарантией нашей страны от крупномасштабной внешней агрессии. А текущие задачи придется решать пока тем, что есть, постепенно пополняя арсеналы новыми образцами.