В среду депутаты окончательно определились с понятием «недетского времени» и с тем, кого оно может касаться: во втором, решающем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность устанавливать так называемый комендантский час для детей и подростков.
Те, кто забывает о родительских обязанностях, пренебрегает ими или злоупотребляет, должны отвечать перед государством
Соответствующие изменения в закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» будут внесены по инициативе президента РФ.
Документ предусматривает, что субъекты Федерации своими законами могут запрещать детям до 18 лет, если их не сопровождают взрослые, находиться в ночное время – с 22.00 до 06.00 – на улицах, в общественных местах. Они также не могут появляться в помещениях, предназначенных для реализации товаров сексуального характера, алкогольной продукции, пива, в иных местах, «нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию», передает «Интерфакс». Чтобы определить места, которые «могут причинить вред», в регионах должны быть созданы экспертные комиссии.
Комментируя поправки, первый вице-спикер Госдумы от фракции «Единая Россия» Олег Морозов обратил внимание на то, что в первоначальной редакции проекта закона возраст детей, которым запрещалось находиться в перечисленных помещениях, был установлен в пределах до 14 лет, однако парламентарии сочли необходимым повысить возрастную планку до 18.
«Конечно, все прекрасно понимают, что культурные и иные продукции в разных регионах России отнюдь не одинаковые, а потому субъектам Федерации дается право своими законами снижать этот возраст, но не более чем на два года», – пояснил Морозов.
Установленное время также может варьироваться: в частности, российские регионы могут сократить период «ночного времени» с учетом сезона или местных климатических условий.
Ответственность за несоблюдение установленных требований тоже будут определять на местах. Меры воздействия могут распространяться «на родителей и лиц, их замещающих, граждан и юридических лиц, организующих мероприятия с участием несовершеннолетних и допустивших указанные нарушения».
Регионы же будут определять порядок уведомления родителей или органов внутренних дел об обнаруженном в неположенное время в неположенном месте ребенке и порядок возвращения его либо домой, либо в приют, если ребенок – сирота, сообщает ИТАР-ТАСС.
«Вполне закономерно и законно, что детальные вопросы создания дополнительных правовых инструментов защиты детей отдаются на усмотрение субъектов Федерации. Это, во-первых, отвечает самой природе федеративного государства, а во-вторых, позволяет учитывать уникальные особенности того или иного региона», – заявил по этому поводу адвокат, член Общественной палаты, заведующий кафедрой «Гражданского процесса» РГГУ Павел Астахов.
Законопроект, обсуждаемый в среду, по словам первого заместителя руководителя фракции «Единая Россия» Татьяны Яковлевой, вызвал ожесточенную дискуссию.
«Противники введения детского комендантского часа говорят о нарушении конституционных прав и свобод граждан», – заметила депутат, выразив несогласие с «апологетами вседозволенности, маскирующимися под защитников Конституции РФ».
По ее словам, законопроект ставит целью не ущемлять свободу детей, а напротив, призван защитить их жизнь, здоровье и нравственность.
Депутат обратила внимание на то, что в 15 субъектах Федерации уже приняты аналогичные законы, там в среднем на 17% сократился уровень подростковой преступности в ночное время, почти на 5% уменьшилось число преступлений против несовершеннолетних.
«Что касается поправки по недопущению детей в злачные места, то ее никто не оспаривает. Для всех очевидно: винные магазины, секс-шопы, игровые залы – не место для ребенка. На мой взгляд, рядом с неоновыми вывесками подобных заведений следует размещать такой же величины, как и название торговой или игровой точки, надпись о запрете ее посещения лицами моложе 18 лет», – приводит слова Яковлевой «Интерфакс».
Для всех очевидно: винные магазины, секс-шопы, игровые залы – не место для ребенка
Наталья Карпович, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей привела конкретные примеры успешного действия эксперимента в регионах. По ее словам, хорошие результаты дал закон «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». Как отмечает местное Заксобрание, в период реализации Закона – с августа по ноябрь 2008 года число выявленных в общественных местах после 22.00 безнадзорных несовершеннолетних сократилось с 700 до 200. За этот же период зафиксировано на 8,5% меньше преступлений в отношении несовершеннолетних.
А в Ивановской области в период действия в 2007 году норм областных законов «О защите прав ребенка» и «Об административных правонарушениях в Ивановской области», предусматривающих административную ответственность родителей (законных представителей) за нахождение детей в возрасте до 16 лет в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, сократилось на 25,3%.
«Вместе с тем, в отдельных регионах нормативные правовые акты, устанавливающие подобного рода ограничения, либо приостановлены (Самарская область), либо утратили силу в связи с решениями судов на том основании, что введение подобных ограничений не находится в ведении субъектов Российской Федерации (например, Ивановская область), - отметила Карпович. - Принятие предложенного федерального закона позволит субъектам Российской Федерации принимать более эффективные меры, направленные на защиту жизни, здоровья, нравственности, прав и законных интересов детей», - резюмировала эксперт.
Напомним, что разговоры о введении комендантского часа для детей в России активно велись на протяжении длительного времени. В 2006 году инициатором повсеместного введения комендантского часа выступила Самарская область. Но, несмотря на такое рвение, в самой Самаре попытка введения запрета провалилась.
А в июне прошлого года в Госдуме состоялись парламентские слушания, на которых обсуждалась «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности». Она рассчитана до 2020 года и разработана депутатами Госдумы, Общественной палатой и общественным советом при полпредстве президента в Центральном федеральном округе.
Для спасения молодого поколения разработчики концепции приготовили пять законопроектов и более десятка изменений в действующие законы, в том числе и предложение о введении для школьников комендантского часа с 22.00 до 6.00, которое и было внесено президентом.
Инициатива был поддержана и депутатами, и общественными деятелями.
«Анализ существующей ситуации позволяет утверждать, что дети часто становятся жертвами нападений, насилия или иного негативного воздействия. Как правило, это связано с пребыванием детей в общественных местах в ночное время суток либо в местах, где пребывание детей нежелательно, – заявил, в частности, профессор, член контрольно-ревизионной комиссии партии «Правое дело» Владимир Сафонов. – Целью законопроекта является не ограничение прав и законных интересов несовершеннолетних, а предупреждение возможного причинения вреда их здоровью, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию».
«Напомню, что по семейному законодательству отец и мать несут ответственность за воспитание, содержание, обучение, обеспечение детей вплоть до совершеннолетия! Те, кто забывает о родительских обязанностях, пренебрегает ими или злоупотребляет, должны отвечать перед государством. Нерадивые родители не менее опасны для беззащитного ребенка, чем те, кто жаждет превратить наших детей либо в жертву своих преступных замыслов, либо в соучастника преступления, – поддержал его Павел Астахов. – Вечернее и ночное время предназначено самой природой для того, чтобы подготовиться к завтрашнему рабочему дню, учебе, школе, пообщаться с семьей, подумать о том, что хорошего ты сделал за прошедший день и что принесет тебе грядущий день».
«Данный закон является логическим продолжением политики защиты подрастающего поколения и обеспечения прав и свобод детей на безопасное детство», – резюмировал он.