Общество

27 февраля 2009, 21:59

ВМФ получит новый авианосец

Фото: globalsecurity.org

Новый авианосец водоизмещением 60 тысяч тонн может появиться в скором времени на вооружении ВМФ России. Согласно проекту, в отличие от уже стоящего на балансе ВМФ «Адмирала Кузнецова», это будет чистый авианосец, лишенный крейсерских черт в виде ударных ракетных комплексов. Между тем военный эксперт газеты ВЗГЛЯД считает, что новый корабль как будто срисован с перспективного британского авианосца CVF или его французского аналога PA-2.

Руководитель направления гособоронзаказа «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) вице-адмирал Анатолий Шлемов впервые назвал основные параметры российского авианосца нового поколения, предает РИА «Новости». По словам адмирала, корабль водоизмещением 60 тыс. тонн, будет оснащен истребителями пятого поколения, беспилотными разведывательно-ударными комплексами и вертолетами.

В отличие от «Адмирала Кузнецова», это будет чистый авианосец, лишенный крейсерских черт в виде ударных ракетных комплексов

В отличие от «Адмирала Кузнецова», это будет чистый авианосец, лишенный крейсерских черт в виде ударных ракетных комплексов. Хотя пока не определено даже место и сроки строительства головного корабля, в перспективе в составе ВМФ предполагается иметь три, а возможно, шесть авианосцев. Между тем, несмотря на амбициозные планы судостроителей, необходимость в таких кораблях и сама возможность их постройки в обозримой перспективе вызывают определенные сомнения.

«Ученые и конструкторы уже приступили к работе над моделью будущего корабля, определен его облик. Вырабатываем требования, тактико-технические задания, проводим технические советы. Пока определено, что он будет атомным и будет иметь водоизмещение порядка 50–60 тысяч тонн», – сказал Шлемов.

По его словам, на авианосце будет базироваться новый палубный самолет, который придет на смену действующему сегодня Су-33. «Это будет самолет пятого поколения с классическим горизонтальным взлетом и посадкой», – сказал адмирал. Вероятно, под этим самолетом имеется в виду будущий морской вариант истребителя Т-50, разрабатываемый сейчас в ОКБ «Сухой».

«Мы отказываемся от размещения ракет, так как корабль должен выполнять функции по назначению. Если это авианосец, значит, все конструкции корабля должны быть разработаны для базирования и полетов самолетов, которые сами по себе являются носителями ударного оружия», – заявил Шлемов.

После изучения этой информации невозможно отделаться от ощущения дежавю: «Где-то мы такое уже читали!» Действительно, озвученные менеджером ОАК ТТХ как будто срисованы с характеристик перспективного британского авианосца CVF или его французского аналога PA-2. Контракт на строительство четырех таких кораблей для ВМФ Великобритании был подписан компаниями BAE Systems, VT Group, Babcock International и Thales и английским МО 3 июля прошлого года. Совпадает даже названная стоимость кораблей: 4 млрд долл.

Как и российский корабль, CVF будет нести самолеты пятого поколения F-35B (правда, они имеют горизонтальный старт и вертикальную посадку), также они будут приспособлены для базирования боевых беспилотников. Такое впечатление, что референт вице-адмирала изучил справочник Jane’s или (зачем такие сложности?) журнал «Зарубежное военное обозрение» и ничтоже сумняшеся выдал ТТХ на «перспективный российский авианосец».

Действительно, на сегодняшний день CVF представляет собой наиболее разумный, сбалансированный и универсальный проект авианесущего корабля среднего водоизмещения с ядерной силовой установкой. Однако есть в составе его авиагруппы самолет, даже не упомянутый представителем ОАК. Между тем без него ценность авианесущего корабля снижается в несколько раз. Речь идет о самолете дальнего радиолокационного обнаружения и наведения (ДРЛО или AWAKS) E-2 Hawkeye. Это глаза и уши всего авианосца, в особенности его авиагруппы.

В американском флоте летающий радар считают самым ценным самолетом на палубе. В случае угрозы AWAKS его защищают в первую очередь, не считаясь с потерями, так как в противном случае следующей жертвой в реальном бою может стать или сам авианосец, или один из кораблей авианосной ударной группы.

У нас такого самолета нет. В США его создавали и совершенствовали с 1965 года. Нет, самолеты ДРЛО в СССР и России строились и строятся, однако это машины типа А-50 на базе тяжелого ВТС Ил-76. Очевидно, разместить такие самолеты на палубе невозможно. Аналогичные проекты Ан-71 и Як-44РЛД (последний, кстати, по внешнему облику – родной брат «Хокая») были официально остановлены в 1993 году из-за отсутствия финансирования, а фактически – еще раньше, из-за сложностей с созданием бортовой аппаратуры. То есть того самого радара и связанных с ним систем в приемлемых для палубной машины габаритах. Таким образом, «Кузнецов» такого самолета так и не получил, на что до сих пор жалуются военные моряки.

Если планы по созданию перспективного авианосца не фикция, то заказывать создание такого самолета нужно немедленно, сейчас, тем более что он будет чрезвычайно востребован и в сухопутной авиации. Однако в ближайших планах такой самолет не значится, и в официальных данных по НИОКР оборонных предприятий его также нет.

Между прочим, Индия и Таиланд, имеющие собственные авианесущие корабли, используют в качестве AWAKS палубные вертолеты английского производства, оснащенные мощными радарами. Как паллиатив такая мера хороша (к ней сейчас прибегают и сами англичане), но если своим союзникам США «Хокаи» безусловно продадут, когда придет нужда, то индусам и тайцам – нет. Возможно, нам тоже следует присмотреться к этому опыту, тем более что такой вертолет – Ка-31ЦУ – существует в опытных образцах.

Немаловажный вопрос – выбор строительной площадки. Напомним, что «Адмирал Кузнецов» и проданный в КРН недостроенный «Варяг» создавались на Николаевской судоверфи, где перед тем были созданы соответствующие стапельные мощности для строительства авианесущих кораблей. Теперь эти мощности остались на Украине. В России есть два подходящих предприятия: Балтийские верфи и Севмаш. Но на Балтийских верфях никогда не строили кораблей с ЯСУ, а на Севмаше – кораблей водоизмещением больше 30 тыс. тонн.

В любом случае сегодня закладка таких кораблей совершенно нереальна хотя бы потому, что квалифицированных кадров впритык хватает на текущие проекты, при этом и там, и там работают «вахтовики» с Украины. Директор Севмаша даже предлагал год назад использовать на вспомогательных участках труд осужденных из ближайших колоний. Если предположить, что эти проблемы удастся преодолеть (а время на это еще есть), возникает вопрос: как Россия собирается использовать такие корабли?

Очевидно, что задач по защите собственных океанских коммуникаций перед нашим флотом не ставится: внутреннее судоходство у нас прибрежное, (соответственно, для его защиты достаточно береговых сил), а от протяженных океанских (в отличие от США) наша страна зависит мало. Нет у нас и интересов на далеких заморских территориях – мы континентальная держава. Единственный просматриваемый вариант: обеспечение безопасности районов базирования стратегических АПЛ от ударов флотов потенциального противника путем прикрытия их с воздуха на дальних рубежах.

Еще одна возможная задача – противодействие флотам противников на Севере и Тихом океане и прикрытие с воздуха развертывания собственного флота, а также обеспечение его ПВО на переходе. Для этих целей авианосцы практически незаменимы. Однако сомнительно, что для этого необходимы шесть авианосных групп – достаточно трех кораблей: по одному на Севере и Дальнем Востоке плюс один в резерве, как это и предлагается сегодня. Между тем на ДВ придется еще создать мощную инфраструктуру для базирования таких кораблей, что стоит немалых денег.

Объем заметки не позволяет коснуться многих важных вопросах, как, например, создание нового противолодочного вертолета (или самолета) для перспективного авианосца, новых комплексов ПВО ближнего и дальнего действия, создания кораблей для действий в составе АУГ и многих других. Строительство авианосцев – архисложная комплексная задача, требующая скоординированных усилий сотен и тысяч различных структур. Такой проект требует идеальной организации и почти безупречного административного управления. Он по силам лишь сильным государствам с крепкой, отлаженной экономикой.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

ВС России уничтожили на херсонском направлении четыре склада снабжения ВСУ
Темы дня

В западном саммите по Украине немало полезного для России

Так называемая мирная конференция по Украине в Швейцарии изначально задумывалась как политический удар по России. Но ситуация на фронте расставила все по местам: саммит, на котором представитель Москвы присутствовать не будет, в итоге принесет пользу именно России.

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

США предложили G7 компенсировать расходы на Украину с помощью активов России

Боррель назвал условие капитуляции Украины

Агроном рассказал, как дачникам спасти будущий урожай от заморозков

Новости

У Boeing возникли проблемы из-за ухода западных компаний из России

В числе компаний, которые прекратили работу в России, оказалась RTX, производящая терморегулирующее оборудование для Boeing 787 Dreamliner, из-за этого у Boeing возникли трудности, сообщают СМИ.

Telegraph узнала о «подробном плане» Трампа по завершению конфликта на Украине

Экс-президент США Дональд Трамп якобы разработал подробный план по мирному урегулированию украинского конфликта, но «не будет раскрывать его до выборов», сообщил источник.

На Украине объяснили исчезновение главы Минобороны Умерова

Замглавы Минобороны Украины Иван Гаврилюк принял на себя подписание документов ведомства с конца апреля, так как министр Рустем Умеров находился в командировке, пишет украинское агентство УНИАН.

Российская ПВО сбила ракеты ATACMS над Крымом

Средствами ПВО сбиты четыре оперативно-тактические ракеты ATACMS над Крымом, сообщило Минобороны России.

Тушение пожара на заводе Diehl в Берлине пришлось прервать

Поскольку возникла угроза того, что в стоки попадет загрязненная химикатами вода, пришлось прервать тушение пожара на заводе Diehl в Берлине, сообщил представитель пожарной службы Адриан Венцель.

Посол Антонов ответил на заявления Госдепа о кибератаках ГРУ на страны Европы

Посол России в США Анатолий Антонов прокомментировал утверждения Госдепа о том, что российское ГРУ якобы причастно к кибератакам против стран Европы.

Эксперт: Чубайс в Израиле стремится стать консультантом западных элит

Задачей экспертно-аналитического центра, который основал экс-глава «Роснано» Анатолий Чубайс в Израиле является подача западным правительствам, элитам и разведкам больше информации о реальном распределении сил в Росси, выразил мнение политолог и глава «Клуба регионов» Сергей Старовойтов.

Володин: Байден и Зеленский должны быть призваны в ряды ВСУ

ВСУ испытывают настолько острый недостаток в солдатах, что призывают в армию умственно отсталых и людей с психическими заболеваниями, поэтому президент США Джо Байден и украинский президент Владимир Зеленский по этим критериям должны поступить на службу в ВСУ, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Арестованный в США россиянин Винник заключил сделку о признании вины

Арестованный в США россиянин Александр Винник заключил с американской прокуратурой сделку о признании вины по делу о создании биржи криптовалют BTC-e, сообщил его адвокат Аркадий Бух.

Завершен итоговый отчет по катастрофе Superjet 100 в Шереметьево в 2019 году

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил работу над итоговым отчетом о катастрофе Superjet 100 «Аэрофлота» в Шереметьево в 2019 году.

Цыгане Закарпатья заблокировали военкомат из-за мобилизации односельчанина

В Закарпатской области произошел конфликт между сотрудниками территориального центра комплектования (военкомата) и местными цыганами.

Захарова назвала слова Борреля о конфликте на Украине «формулой мира»

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала заявление главы дипломатической службы Евросоюза Жозепа Борреля о том, что без поставок Западом оружия конфликт на Украине завершится «за две недели».
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?