Времени прошло немало. Но, по мнению авторов выставки «КГБ СССР: люди, судьбы, операции. Афганистан. 1979–1989 гг.» в петербургском музее политической истории, в той войне до сих пор оставалось немало белых пятен.
Мы впервые подробно рассказали об участии в тех событиях советских спецслужб
«Уникальность этой выставки, прежде всего, в том, что мы, наверное, впервые подробно рассказали об участии в тех событиях советских спецслужб. Раньше роль КГБ в Афганистане умалчивалась, – рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД один из организаторов выставки Юлия. – Готовить экспозицию было непросто. На это у нас ушел целый год. Поначалу никто не верил, что вообще что-то получится, говорили, что свидетельств не осталось, тема сложная, деятельность спецслужб засекречена. То, что до сих пор проходит под грифом «Секретно», конечно, таковым и остается, однако находить информацию о сотрудниках КГБ в Афганистане из открытых источников тоже очень сложно.
Ветераны и свидетели тех событий активизировались уже ближе к юбилейной дате вывода войск, стали передавать нам свои вещи. Во многом выставка построена на частных коллекциях сотрудников спецслужб – участников афганской войны».
Выставка рассказывает о деятельности в Афганистане внешней разведки, контрразведки, спецподразделений КГБ, пограничников. Особый интерес представляют материалы по вызволению из плена советских солдат – они экспонируются в музеях впервые, а также уникальные документы о расследовании терактов в Кабуле в 80-е годы.
Посетители могут увидеть много фотографий молодых резидентов КГБ, их документы, так называемые анкеты-прикрытия. Война в Афганистане была необъявленной, и советские специалисты, отправленные туда по линии спецподразделений, официально занимали совсем другие должности. Советник посольства по экономическим вопросам, например, на самом деле в Афганистане работал в отделе по борьбе с контрреволюцией в экономике и на транспорте.
«Сеть наших спецслужб в Афганистане в 80-е годы была очень разветвленной, КГБ играл активную роль на всех этапах войны, а афганские спецслужбы строились почти по точному образу и подобию КГБ, – рассказывают организаторы выставки. – Сотрудники комитета госбезопасности, которые в СССР работали в следственном управлении, прикомандировывались к следственному управлению местных органов, специалисты по другому профилю были советниками при разведке и контрразведке Афганистана».
Любителям сенсаций наверняка понравится белорусский фильм о подземном укрепленном комплексе «Тора Бора», который можно посмотреть здесь же на специальном экране. Многие слышали, как несколько лет назад американцы безуспешно пытались «выкурить» оттуда террориста номер один Усаму бен Ладена. Оказывается, «Тора Бора» в далеком 1987 году уже брали советские войска.
На открытие выставки пришло много людей – воинов-афганцев, резидентов спецслужб в Афганистане. Кто-то не афишировал своего участия в событиях 20–30-летней давности, а, например, крупный петербургский бизнесмен Андрей Ибрагимов, в 1979 году – работник посольства СССР в Афганистане и сотрудник резидентуры советской разведки, решил выступить перед собравшимися.
По словам Ибрагимова, сейчас много спорят о том, нужно было вводить войска или нет. Не все даже тогда поддерживали это решение. И время показало, что это был не самый разумный шаг:
«Афганистан – это страна, большую часть территории которой занимают горы и пустыни, она никогда никому не покорится. Так было с англичанами, потом с советскими войсками, сейчас там воюют американцы, и перспектив у них тоже не видно».
Вместе с тем Ибрагимов призвал не винить в том, что случилось, наших солдат, воевавших там, и сотрудников спецслужб. Когда решение о вводе войск было принято, им оставалось только выполнять свой долг по защите интересов своей страны. Они выполняли свою работу с полной самоотдачей, и в целом деятельность советских спецслужб в Афганистане была успешной. Однако в сложившихся условиях, когда подавляющее большинство населения Афганистана было против нашего присутствия, победить в той войне было невозможно.
Ибрагимов отметил, что руководителей СССР тоже можно понять. Обстановка была очень сложной. Советский Союз по сути оказывался в кольце исламистов. Достоверно известно, что просоветские руководители Афганистана не один раз призывали нас ввести туда войска, но всякий раз получали отказ вплоть до декабря 1979 года.
«В конце концов, никто не думал, что эта война будет такой долгой, – признался Ибрагимов. – Предполагалось, что наши войска помогут новому режиму укрепиться и будут выведены уже через 2–3 месяца. Но сначала туда был введен ограниченный 40-тысячный контингент, потом число солдат возросло до 147 тысяч, а дальше вы знаете…»
Свидетель тех событий Александр Бореичев работал в Афганистане с 1978-го по 1982 год. Тогда он был полковником и военным советником:
«Решение о вводе войск принимали без нас. Я лично занимал позицию, что не нужно было этого делать. На мой взгляд, надо было продолжать помогать нашим союзникам в Афганистане военной техникой, советниками, инструкторами и т. д. Но случилось то, что случилось. Историю не перепишешь.
В 1989 году выводили уже не тех, кто был со мной. Но все равно вывод войск для тех, кто работал в этой стране, тех, кто воевал, – это, конечно, праздник.
Я воспринял вывод войск «правильно». Это нужно было делать. Но руководство совершило большую ошибку, перестав помогать в Афганистане тем, кто нас поддерживал. В итоге в 90-е годы мы получили там талибов».
В музейной экспозиции представлена рубашка военного советника, принадлежавшая нашему собеседнику:
«Меня спросили, что я могу дать. И я отдал им свою рубашку тех времен. Я не хранил ее как реликвию, иногда даже надевал».
«Увидел ли я здесь неизвестные страницы той войны? Да сейчас уже мало кто о ней вспоминает, – философски замечает Александр, бывший рядовой Советской армии, служивший в Афгане с 1979-го по 1982 год. – Для молодежи это все равно что времена Ивана Грозного, наверное… По «9-й роте» сложно составить о ней впечатление. Это очень упрощенный фильм, сделанный по подобию американского боевика. Там все слишком примитивно и непохоже».
Согласно опросу общественного мнения, проведенному накануне ВЦИОМ, почти половина россиян (47%) считают, что ввод войск в Афганистан был политической авантюрой, сообщает «Интерфакс».