Сегодня Всемирная сеть все больше отвечает потребностям каждого пользователя, позволяя работать и развлекаться в любом месте земного шара и в любое время. Аналитики IDC «Прогноз и модель цифрового рынка» уверены, что эти возможности будут расти наряду с повсеместным использованием мобильных телефонов.
Через четыре года онлайновая аудитория в России вырастет на 72%, что поможет стать стране одним из лидеров на интернет-рынке
«Несмотря на то что большинство пользователей подключается к Интернету при помощи персональных компьютеров, ожидается, что число мобильных устройств, применяемых для выхода в Интернет, в 2012 году превзойдет число подключенных к Сети компьютеров, – отмечается в докладе корпорации. – Для доступа в Сеть будет использоваться 1,5 млрд устройств, включая компьютеры, мобильники и игровые консоли».
Сейчас около 40% пользователей предпочитают мобильный доступ в Интернет. К концу 2008 года их количество достигнет 546 млн, что почти вдвое больше, чем в 2006 году. К 2012 году число мобильных пользователей будет превосходить 1,5 млрд человек.
Впрочем, интернет-эксперт компании «СУП» Антон Носик уверяет, что в целом уровню проникновения Интернета мобильные телефоны не помогут. «Мобильные устройства могут увеличить время провождения в Интернете тех людей, которые знакомы с Всемирной паутиной и знают, что для них там есть ценного, полезного, интересного, – объяснил он в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД. – Человек, который впервые увидел Интернет на экране своего мобильника, в нашем понимании – неполноценный пользователь в Интернете».
По словам Носика, главная ценность Всемирной сети – это легкий способ доступа к информационным ресурсам всей планеты. «Интернет ценен как уникальная всемирная библиотека, и в этом смысле поисковые запросы или чтение материалов и книг на дисплее мобильника – слабая замена экрану компьютера или ноутбука», – убежден эксперт.
Между тем аналитики IDC «Прогноз и модель цифрового рынка» предполагают, что рост услуг Web 1.0 – поиск информации, переписка и совершение покупок в интернет-магазинах – продолжится. По их мнению, еще активней будет развиваться направление Web 2.0 – просмотр пользовательского видео, ведение интернет-дневников, членство в социальных сетях.
В 2008 году около половины всех пользователей Интернета совершают покупки в онлайне. К 2012 году свыше миллиарда покупателей заплатят за товары и услуги через Интернет около 1,2 трлн долларов. Рынок электронной торговли между предприятиями будет больше потребительского в 10 раз и составит 12,4 трлн долларов.
Все эти факторы открывают большие возможности для рекламодателей, постигающих просторы Интернета.
По данным исследовательской компании eMarketer, в 2008 году интернет-аудитория России вырастет на 15,1% и число пользователей достигнет 40 млн человек. По прогнозам экспертов, через четыре года онлайновая аудитория в России вырастет на 72% и составит 42,7% всех жителей (примерно 59 млн человек).
«Это поможет сделать Россию одним из лидеров на интернет-рынке и расширит рынок интернет-рекламы в стране», – сказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД ведущий аналитик консалтинговой компании «КорКон» Абрам Кац. Сейчас, по словам эксперта, уровень проникновения Интернета в России не отстает от общеевропейского. «В целом по Европе уровень проникновения Интернета в 2007 году составил 37%, – говорит Кац, – самые продвинутые в этом отношении страны – Голландия (82%), Швеция (73%), Дания и Норвегия (72%)».
«Уровень проникновения Интернета напрямую зависит от распределения доходов в стране, – заверил газету ВЗГЛЯД Антон Носик. – Во всем мире есть два типа общества. Первый – это где разрыв между элитами и всем остальным населением минимален, а второй – это где одна часть общества утопает в роскоши, а остальная живет впроголодь».
По мнению эксперта, в странах, где разрыв между бедными и богатыми минимален, уровень проникновения превышает 80%.
«Сложно понять, какое место в этой системе занимает Россия, – рассуждает Антон Носик. – То, что сейчас предлагает Дмитрий Медведев, это, безусловно, способ. Нельзя сказать, что, если в маленьком городе, где есть много пьющих людей, раздать всем компьютеры, это поможет бороться с пьянством. Однако если обеспечить такие условия их детям, то мы получим совершенно другое поколение – продвинутое и образованное».
Впрочем, по словам эксперта, уровень проникновения Интернета во всем мире никогда не достигнет 100%. «Если взять самую развитую и образованную страну, то даже там найдутся люди, которые не умеют читать и писать», – уверяет Носик.
В то же время некоторые российские чиновники убеждены, что уровень проникновения Интернета в России достаточно высок, чтобы проводить онлайн-выборы. Так, на днях председатель Центризбиркома Владимир Чуров заявил, что уже в октябре пройдут выборы, на которых можно будет голосовать через Интернет.