В понедельник, 16 июня, во второй половине дня Сыктывкарский городской суд начал слушания административного дела отца блогера Саввы Терентьева Сергея Терентьева. По мнению следствия, ему вменяется в вину унижение достоинства и деловой репутации руководителя колледжа искусств, в котором работает Терентьев-старший, пишет РИА «Новости» со ссылкой на представителя суда.
#{quote1}«Сергей Терентьев, преподаватель колледжа искусств в Коми, проходит по делу ответчиком. В качестве истца выступил его начальник – директор колледжа Анатолий Ялынный», – сказал собеседник.
Поводом для разбирательства стал пост, который Сергей Терентьев опубликовал в своем блоге 22 января 2008 года. Это была критическая заметка под названием «Мы и джаз», посвященная одноименному джазовому фестивалю, который проходил 15–16 декабря 2007 года в Сыктывкаре в зале филармонии, который вел руководитель Сыктывкарского училища искусств Анатолий Ялынный.
«По неизвестным и непонятным мне причинам 31 декабря 2007 года преподаватель нашего колледжа Терентьев С.А. на сайтах jazzavva.narod.ru и jazzavva.livejournal.com Интернета опубликовал свою статью «Мы, джаз и олени», чем причинил ущерб моим личным неимущественным правам, т.к. в этой статье изложены сведения, порочащие мое доброе имя, честь и достоинство, а также деловую репутацию», – говорится в иске Ялынного.
Свое решение обратиться в суд истец мотивирует тем, что данный материал «прочли сотни тысяч, а может быть, и миллионы граждан», среди которых были «близкие и не близкие знакомые».
«Может быть, кто-то и радовался прочитанному, но гораздо большее количество знающих меня людей возмущались, прочитав это, – уверяет истец. – Однако больше всего, что заставило меня обратиться в суд с настоящим заявлением и что заставило меня больше всего переживать, – это то, что данное сочинение прочли мои учащиеся, как совершеннолетние, так и несовершеннолетние … от пережитых переживаний я себя плохо чувствую, стал раздражительный, у меня пропал сон и засыпаю я теперь, только употребив снотворное, появились частые головные боли и стало скакать давление, что также вынуждает меня принимать лекарства».
Как пояснил в интервью газете ВЗГЛЯД Сергей Терентьев, на суд истец не явился. В качестве причины неявки Ялынного его представитель назвал отсутствие того в городе.
«Правда, он не преминул отметить, как ухудшилось самочувствие истца вследствие моего сочинения, – отметил Терентьев. – Правда, со стороны обвинения не было представлено никаких медицинских свидетельств, которые бы подтверждали вред его здоровью. Не предъявили они и никаких доказательств моей вины, кроме текста, который опубликован в Сети».
Интерес вызывает и разрыв во времени с момента публикации спорного материала и подачи судебного иска. По данным ответчика, иск был подан в мае 2008 года, когда был объявлен перерыв в деле еще одного представителя семейства, музыканта Саввы Терентьева.
«Мне кажется, что Ялынного вдохновило дело моего сына, слушания по которому проходили в апреле, а затем был объявлен перерыв сроком не менее месяца для проведения третьей социогуманитарной экспертизы», – заявил ответчик, отметив, что в деле Терентьева-младшего пока наступило затишье.
Преемственность в семье Терентьевых соблюдается и в вопросах выбора правозащитников. Интересы Сергея Терентьева, так же как и его сына, защищает правозащитная комиссия «Мемориал», представители которой именуют последнее дело театром абсурда.
«Я подозреваю, что это первый в истории мировой культуры иск, когда деятель культуры хочет засудить музыкального критика», – подчеркнул в интервью газете ВЗГЛЯД член правления Коми правозащитной комиссии (КПК) «Мемориал» Эрнест Мезак.
Эксперт предположил, что г-н Ялынный мог руководствоваться двумя мотивами, начиная судебную тяжбу.
«Первая версия – господин Ялынный просто мелочный человек и хочет получить от суда справку о том, что он великий музыкант и преподаватель, – сказал Мезак. – Второй вариант связан с интересами следствия, которые, возможно, не хотят признать поражение в деле Саввы, которое явно трещит по швам. Полагаю, правоохранительные органы могли договориться с Ялынным, чтобы создать вокруг Терентьевых образ семьи потомственных экстремистов.
Несмотря на это, я верю в способность городского суда выносить мудрые и справедливые решения, и я очень надеюсь на то, что госпожа судья откажет Ялынному в иске».
Представители защиты допускают и менее благоприятный вариант развития событий. В этом случае, считает Мезак, дело будет «напрашиваться на рассмотрение в Европейском суде по правам человека».
«Насколько мне известно, в европейской судебной практике не было ни одного похожего случая, но с учетом высказанных судом правовых позиций есть надежда, что будет введена норма, защищающая музыкальную критику от нападок со стороны деятелей культуры», – предположил представитель «Мемориала».
Рассмотрение дела по существу судья Наталья Харманюк назначила на 7 июля 2008 года. Как пояснил Сергей Терентьев, эта дата была назначена потому, что он просил исключить 20-е числа июня, так как в этот день в городе не будет одного из его свидетелей, председателя Союза композиторов Республики Коми Михаила Герцмана. Вторым свидетелем по этому делу, в ходе которого г-н Ялынный надеется отсудить 100 тыс. рублей, проходит гитарист, аранжировщик и композитор Евгений Машкин.