Федеральная служба судебных приставов может ужесточить меры по борьбе с должниками, ограничив их доступ к различным видам товаров и услуг, например право пользования услугами мобильной связи, кабельного телевидения, проезда в общественном транспорте, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на заместителя директора ФССП Артура Парфенчикова.
Любые ограничения, предпринимаемые государством, должны быть пропорциональны потребностям демократического общества
По данным агентства, подобный опыт ограничения имущественных прав активно применяется в международной практике.
Так, в США за уклонение от уплаты алиментов существует уголовная ответственность, в Белоруссии должники не могут покидать пределов страны, а в Канаде и странах Европы задолженность карается изъятием водительских удостоверений.
Российские власти к последней мере присматривались, а в ноябре 2007 года первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова озвучила идею о том, что родители, которые отказываются платить алименты, должны быть лишены водительских прав.
Такими методами, считает первый заместитель мэра, можно оказать неоценимую помощь городу и в решении транспортной проблемы, в частности проблемы пробок, которая минувшей осенью стала одной из основных тем на повестке дня.
«Ни о каких конкретных сроках или мерах пока речи не идет», – заявила в интервью газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (именно здесь были озвучены предложения. – Ред.) Елена Авдышева.
По ее словам, Парфенчиков рассказал о позитивном опыте зарубежных коллег, как об эффективном способе борьбы с должниками, который в Европе приносит определенные плоды, и, возможно, российским приставам в будущем этот опыт может пригодиться.
«Конечно, чем больше средств находится в арсенале ФССП, тем эффективнее наша работа, – продолжает Авдышева. – У каждого из подразделений есть собственный уникальный опыт борьбы с должниками. Например, в Карелии ФССП разработало эффективную схему сотрудничества с банками для обмена информацией о неплатежеспособных гражданах. Возможно, она будет воспринята в других регионах. Что касается опыта зарубежных коллег, то в этом вопросе мы пока не вышли за рамки дискуссии».
По мнению юристов, в случае перехода разговоров на новый уровень у ФССП могут возникнуть трудности с законодательством. Так, по мнению юриста Ивана Фомина, лишение водительских прав за неуплату алиментов в России считается незаконным.
«В статье 115 Семейного кодекса и статье 157 Уголовного кодекса дан исчерпывающий перечень возможных видов ответственности за это правонарушение», – пояснил он в интервью газете ВЗГЛЯД.
Эксперт пояснил, что по закону РФ при образовании задолженности по алиментам наступает гражданская ответственность. То есть с упрямого родителя взимаются неустойки за просрочку выплаты алиментов и возмещение убытков, причиненных такой просрочкой, в части, которую не покрывает неустойка.
Если же бывший супруг хронически не платит по счетам, то ему придется отвечать уже по статье 157 УК РФ.
«Она предусматривает уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов: обязательные работы на срок от 120 до 180 часов, исправительные работы на срок до одного года или арест на срок до трех месяцев», – уточнил Фомин.
Похожие трудности будут и в отношении доступа к мобильной связи или услугам кабельного телевидения, считает старший юрисконсультант юридического бюро «ГАЙ» Григорий Фрейдин.
«Отношения с операторами сотовой связи и кабельного телевидения – это гражданско-правовые отношения, построенные на договоре», – пояснил он в интервью газете ВЗГЛЯД.
«Для проведения мер, которые используются в европейской практике, российским приставам надо будет внести поправки в соответствующие законодательные акты Российской Федерации, – пояснил он. – Однако лоббирование подобных интересов вполне может столкнуться с протестом операторов».
Кроме того, по мнению правозащитных организаций, подобные меры должны тщательно прорабатываться.
«Меры в отношении должников, как и любые ограничения, предпринимаемые государством, должны быть пропорциональны потребностям демократического общества, – пояснила газете ВЗГЛЯД исследователь по России неправительственной правозащитной организации Human Rights Watch Татьяна Лакшина. – То же самое касается и восприятия зарубежного опыта. Например, в США для должников закрывают доступ к услугам кредитования, а что касается изъятия водительских прав, то такие меры предпринимаются в очень ограниченных количествах».
Конечно, каждое государство склонно выбирать те меры, которые принесут наибольшую эффективность с учетом внутренней специфики, а в России проблема возврата кредитов с каждым днем ощущается все острее. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, объем долга по ипотечным кредитам в России приближается к отметке в 800 млрд рублей, а это практически 40% совокупного капитала российской банковской системы.
Похожая картина наблюдается еще в 30 регионах. И это притом, что «нормальная» доля невозврата, даже с учетом технических дефолтов, должна составлять не более 1%, указывают эксперты. В отношении потребительских кредитов в целом критическая отметка сегодня равна 10%.