Торги работами послевоенных и современных художников на Sotheby's в Нью-Йорке, на которые было выставлено 85 лотов (83 из них были реализованы), поставили сразу несколько рекордов.
У нас происходят определенные подвижки с долларом, он перестает быть мировой валютой, поэтому меняются объекты инвестирования
«Триптих 1976» Фрэнсиса Бэкона накануне был продан за 86 млн 281 тыс. долларов, сообщает РИА «Новости».
Сумма, озвученная вице-президентом торгового дома Тобиасом Мейером, стала ценовым рекордом не только на работы одного из самых дорогих художников, но и для всего арт-рынка года. Уточним, что предварительно триптих был оценен в 70 млн долларов.
До этого ценовой рекорд на живопись Бэкона был установлен в Нью-Йорке в марте 2007 года, когда «Учение папы Иннокентия Х» по мотивам картины Диего Веласкеса было продано за 52,7 млн долларов. Практически за столько же ушел триптих 1974–1977 годов на лондонском аукционе Christie's в феврале этого года, уточняет агентство.
А самой дорогой работой ХХ века до сих пор остается «Мальчик с трубкой» Пабло Пикассо, проданный за 104 млн долларов.
Триптих, датированный 1976 годом, в основу которого лег древнегреческий мифологический сюжет о преследовании Ореста фуриями, имеет депрессивно-философский характер, отмечают искусствоведы, поскольку в роли Ореста художник запечатлел самого себя и собственные терзания. «Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь», – говорил гений современного искусства, нетрадиционная ориентация которого доставила ему много сложностей.
«Это, несомненно, самая значительная работа Бэкона из находящихся в частных коллекциях, – приводит канал «Вести» слова главы отделения современного искусства Sotheby's Тобиаса Мейера. – Полотно не меняло владельца с момента покупки на выставке более 30 лет назад и является шедевром ХХ века». Эксперты аукционного года считают, что данное произведение отражает пик творческого гения экспрессиониста, старавшегося на грани сил и возможностей изобразить трагедию существования.
«Этот художник, естественно, востребован в силу своих профессиональных и индивидуальных качеств. Он яркий, необычный, философичный. Он создает не рисунок, а целый мир, в который необходимо входить», – рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД президент аукционной компании «Гелос» Олег Стецюра.
Заботливо укрытый стеклом, триптих был размещен в отдельном зале и занял целую стену.
В пять раз против предварительной оценки на аукционе возросла в цене работа самого дорогого из живых классиков поп-арта американца Джеффа Кунса «Обнаженные», составив 9,1 млн долларов вместо ожидаемых 1,5–2 млн. Фарфоровая группа из серии «Банальность» изображает херувимоподобную парочку и, по замыслу художника, высмеивает ханжескую пуританскую мораль высшего класса.
«Обнаженные», датированные 1988 годом, являются выдающимся сатирическим откликом Кунса на жизнь общества конца ХХ века», – говорится в аннотации к лоту.
Скульптурная группа влюбленной парочки в утрированном стиле рококо приобретает особенно комический эффект в исполнении художника, известного также в качестве бывшего мужа итальянской порнозвезды Чиччолины, пишет РИА «Новости».
Еще одну своеобразную «премию за юмор» вручили коллекционеры Такеши Мураками за его «Одинокого ковбоя», еще более обнаженного, чем «Обнаженные» Кунса, и с еще большим акцентом пародии, чем эротики. Ковбоя удалось продать за 15,2 млн долларов при предпродажной оценке в 3–4 млн.
Почти втрое дороже ожидаемого в Нью-Йорке были проданы работы Ива Клейна, предпочитавшего погружать зрителей в один цвет. Его монохромное золотое полотно, характерное для последнего периода творчества, продано за 23,6 млн долларов, голубое – за 17,4 млн.
Большой интерес на аукционе вызвало творение Роберта Раушенберга «Овердрайв», по трагическому совпадению проданное через день после кончины 82-летнего законодателя направления поп-арт, фундаментальной фигуры американского искусства, сообщает канал «Вести». «Овердрайв» – это коллаж плоских изображений дорожных знаков, птиц и статуи Свободы на Либерти-айленд (Нью-Йорк). Однако даже в память о художнике цена продажи полотна не смогла подняться выше оценочной: она составила 14,6 млн долларов вместо предполагаемых 15 миллионов.
Единственный российский художник, на этот раз представленный на Sotheby's, Эрик Булатов «заработал» 713 тыс. долларов. Его картина «Нью-Йорк», выполненная в характерной для художника манере синтеза графики букв на фоне небесного пространства, по стилистике напоминает известную работу «Слава КПСС», проданную на аукционе Phillips de Pury&Co за 2 млн долларов, напоминает РИА «Новости». Но «Нью-Йорк», в отличие от «КПСС», словно красной решеткой закрывшей небосвод, дышит пространством и светом.
В аннотации отмечается, что выходец из андеграунда времен СССР, один из самых дорогих здравствующих классиков авангарда с российскими корнями, сумел очень эмоционально передать свое ощущение мегаполиса, ставшего «метафорой свободы».
Эксперты особо отметили, что картина «Нью-Йорк» не намного выросла в цене по сравнению с первоначальными оценками.
«Всё в жизни симметрично. Вы поднимаетесь на перевал, который для Булатова, например, случился несколько лет назад, дальше начинается стабилизация. Потом – по амплитуде – обязательно происходит некоторый скат. Тогда люди принимают решение, что стоит покупать на спаде, потому что когда амплитуда будет подниматься, на этом можно заработать... Это как игра на акциях. Механизмы финансового рынка в отношении произведений искусства работают так же четко и объективно», – пояснил Олег Стецюра.
А за день до этого, как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, рекорд поставила картина внука известного психоаналитика, Люсьена Фрейда, «Спящая инспекторша пособий». Полотно, на которой изображена обнаженная женщина, было продано аукционным домом Christie's за 33,6 млн долларов.
Эта самая большая сумма, заплаченная когда бы то ни было в мировой истории за произведение живущего автора. Предыдущий рекорд – 23,6 млн долларов – принадлежал полуторатонному «Висящему сердцу» концептуалиста Джеффа Кунса, того самого, который накануне поставил очередной рекорд на Sotheby's.
На картине, написанной в 1995 году, изображена вполне реальная дама. Ее зовут Сью Тилли, она руководит одним из центров занятости, ей сейчас 51 год, и на картине она возлежит на ветхом диване, сообщает ВВС.
Мисс Тилли, известная под прозвищем Толстушка Сью, была представлена художнику, которому сейчас 85 лет, австралийским артистом перформанса Лаем Боури. Фрейду она позировала в начале 1990-х на протяжении четырех лет.
Впоследствии Толстушка Сью так отзывалась о своей работе в качестве музы знаменитого художника: «Думаю, он мог выбрать меня из-за замечательного соотношения цена-качество. Сколько плоти ему досталось!»
Олег Стецюра объяснил череду рекордов, поставленных на известнейших мировых аукционах.
«Не надо забывать, что у нас происходят определенные подвижки с долларом, он перестает быть мировой валютой, поэтому меняются объекты инвестирования, – пояснил эксперт. – Проще говоря, если у вас капитализация в долларах, можно вложиться в другие объекты, и уже в следующем году они начнут приносить прибыль. Произведения искусства за тысячи лет до нас и после нас были наиболее удачным и стабильным вложением. Потому что количество артефактов со временем увеличивается ненамного, а объем бумажных денег – постоянно».
Плюс в последнее время операторы рынка искусства проявляют особую активность.
«Для бизнесмена вложение в картины – не самое очевидное, – говорит президент аукционной компании. – Но люди ищут, куда сбросить бумажные или безналичные деньги, поэтому аукционными домами ведется более активная политика по поиску предметов, которые могли бы быть востребованы на рынке.
Усиливаются отделы продаж, которые начинают изучать архивы, где у кого что хранится, вести переговоры, объяснять, что на данный момент наиболее дорого вы можете продать такие-то произведения… В 3 из 10 раз это срабатывает, потому что руку на пульсе держат профессионалы, которые оперируют цифрами, а человек, которому картины, допустим, достались в наследство, менее информирован».
Такая тенденция наблюдается и в России, подтвердил эксперт. Особенно ярко она проявилась за последние три годы. «Кривая ценообразования на яркие предметы искусства стремительно растет», – уверен Стецюра.