Необходимость защиты генетических ресурсов России была озвучена на первом заседании рабочей группы Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу.
Мы создали лазейку, через которую запросто можно внедрить зараженные сорта и породы, нанеся огромный экономический ущерб стране
В состав комиссии вошли представители профильных комитетов Совета Федерации, Департамента растениеводства Минсельхоза России, профильных научных Институтов РАН и РАСХН, руководители общественных организаций. Возглавляет эту Комиссию заместитель председателя Комитета СФ Николай Долгушкин.
Констатировалось, что Россия, некогда лидировавшая по числу сохраняемых растительных генетических ресурсов в мире, в настоящее время находится только на третьем месте, уступив ведущие позиции США и Китаю.
Сейчас отечественная коллекция, представляющая мировые растительные ресурсы, многие из которых исчезли или находятся на грани исчезновения, насчитывает 323 тыс. образцов. Причем, оставшиеся никак не защищены законом.
«В России и странах СНГ отсутствует четкий правовой механизм. Если мы передаем коллекцию за рубеж, нас чуть ли не обвиняют в предательстве Родины, если не передаем – говорят, что мы не соблюдаем международные правила. Четкого национального механизма, в котором были бы прописаны правила действия, нет», - рассказал на заседании директор Всероссийского НИИ растениеводства им. Вавилова РАСХН профессор Николай Дзюбенко.
По мнению члена комиссии, президента Общенациональной Ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) Александра Баранова, генетические ресурсы и их коллекции, не имеющие чёткого правового статуса, с легкостью вывозятся из России, а продовольственная безопасность страны подвергается серьезной угрозе.
«Необходимо заранее подумать о расширении рамок закона и включить в него также микроорганизмы и животных. Писать отдельные законы для этих групп никто не будет. Но мы прекрасно понимаем, что они тоже являются не менее важным условием для обеспечения продовольственной безопасности страны», - считает Александр Баранов.
Руководитель рабочей группы Николай Долгушкин поддержал мнение президента ОАГБ, заверив, что после того, как проект модельного закона будет представлен на заседании межпарламентской Ассамблеи в середине апреля в Санкт-Петербурге, рабочая группа поднимет вопрос о необходимости расширения рамок Закона.
По мнению экспертов, государство должно как можно скорее защитить свои интересы в области селекции, семеноводства и племенного животноводства.
Выяснилось, что после отмены с 1 января 2008 года закона «О селекционных достижениях», многие иностранные фирмы получили доступ на российский рынок без дополнительных проверок и контроля. Это привело к образованию страшного законодательного пробела, в результате чего стране грозит биотерроризм, уверены специалисты.
На очередное заседание Комиссии, намеченное на начало апреля, её члены обсудят доработанные, согласно замечаниям и дополнениям, варианты Концепции и проекта Закона (Фото: Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД) |
«Если засеять поля непроверенными, зараженными сортами или завести в страну инфицированный скот, нужно ждать катастрофы», - говорит директор ВИРа Николай Дзюбенко.
На сегодня, по статике, из 100% ввезенного скота 40% погибает. «При этом одно животное может оцениваться до 2 тыс. евро. Генетическая проверка и идентификация скота при покупке отсутствует вообще, а ведь животное, визуально выглядевшее как здоровое, может нести в себе генетические мутации», - предупредил Юрий Столповский, директор Национального центра сохранения аграрных ресурсов (НЦ САР).
«Мы создали лазейку, через которую запросто можно внедрить зараженные сорта и породы, нанеся огромный экономический ущерб стране», - уверен эксперт.
На очередное заседание Комиссии, намеченное на начало апреля, её члены обсудят доработанные, согласно замечаниям и дополнениям, варианты Концепции и проекта Закона.
Выяснилось, что после отмены с 1 января закона о селекционных достижениях многие иностранные фирмы получили доступ на российский рынок без дополнительных проверок.
Это страшный пробел, который грозит стране биотерроризмом, уверены специалисты.
«Если засеять поля непроверенными, зараженными сортами или завести в страну инфицированный скот, нужно ждать катастрофы», - говорит Дзюбенко.
На сегодня, по статике, из 100% ввезенного скота 40% погибает. «При этом одно животное может оцениваться до 2 тыс. евро. Генетическая проверка при покупке отсутствует вообще, в ведь животное, визуально выглядевшее как здоровое, может нести в себе генетические мутации», - предупредил директор Национального центра сохранения аграрных ресурсов Юрий Столповский.
«Мы оставляем лазейку, через которую запросто можно внедрить зараженные сорта и виды, нанеся огромный экономический ущерб стране», - уверен эксперт.
Очередное заседание комиссии, на котором проект закона будет представлен членам СФ по аграрно-продовольственной политике, состоится 16 апреля.