ЧП произошло в 12.25 по Москве. Летчик самолета не справился с управлением и был вынужден катапультироваться. Состояние его здоровья оценивается как удовлетворительное.
Считается, что большая часть имеющихся в распоряжении российских ВВС Л-39 выработала ресурс
Жертв и разрушений на месте падения самолета нет. Об этом журналистам рассказал помощник главкома ВВС по информационному обеспечению полковник Александр Дробышевский.
За последнюю неделю это уже вторая авария с двухместным учебно-тренировочным самолетом Л-39. 28 января точно такой же самолет разбился при посадке на аэродроме Котельниково в Волгоградской области. Тогда удалось катапультироваться только курсанту, летчик-инструктор погиб. В тяжелом состоянии курсант был доставлен в реанимацию.
Причиной катастрофы была названа неудовлетворительная организация учебно-тренировочных полетов. Кроме того, самолет садился в сложных погодных условиях.
Сейчас расследованием обстоятельств обоих происшествий занимается военная прокуратура. Вместе с тем решением главнокомандующего ВВС, генерал-полковника Зелина полеты самолетов Л-39 временно приостановлены, сообщила служба информации и общественных связей ВВС.
Л-39 с двухконтурным турбореактивным двигателем предназначен для первоначального обучения технике пилотирования в простых и сложных метеорологических условиях днем и ночью, а также для тренировки летного состава.
Это чехословацкий учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет. Он заменил УТС Aero L-29 Delfin. Первый полет машина совершила 4 ноября 1968 года.
В 1972 году Л-39 был выбран основным учебно-тренировочным самолетом стран – участниц Организации Варшавского договора. Серийно производился до 1999 года.
Однако в Россию его поставки были прекращены гораздо раньше.
На данный момент Л-39 продолжает состоять на вооружении нескольких стран мира, хотя о его моральной устарелости писалось неоднократно. Считается, что большая часть имеющихся в распоряжении российских ВВС Л-39 выработала ресурс. И количество их неуклонно сокращается в результате аварий и катастроф, которые периодически происходят уже на протяжении нескольких лет.
Так, 19 апреля 2001 года на аэродроме Тихорецк произошла авария Л-39. Летчик сумел катапультироваться.
11 июля 2001 года два летчика погибли в результате катастрофы Л-39 Балашовского военно-авиационного института на аэродроме Мичуринск.
14 июня 2002 года в Краснодарском крае при выполнении учебно-тренировочного полета разбился Л-39. Летчикам удалось катапультироваться.
20 июня 2002 года произошла катастрофа Л-39 на аэродроме Тихорецк. Курсант, пилотировавший самолет, погиб.
12 августа 2002 года из-за отказа двигателя разбился Л-39 в Тамбовской области. Инструктор и курсант катапультировались.
Тем не менее переход летных училищ ВВС на авиатехнику нового поколения запланирован только на 2010 год. С 2009 года в учебные полки ожидается поступление первых самолетов Як-130, а год спустя будет налажен их серийный выпуск. В общей сложности в летные училища предполагается поставка более 100 УБС Як-130. Именно к этому сроку Л-39 окончательно выработают свой ресурс.
Новое детище опытно-конструкторского бюро имени А.С.Яковлева способно развить скорость до 1000 км/ч, радиус его действия в зависимости от нагрузки – 300–800 километров, вес боевой нагрузки – около 3 тонн. Выпускать новый УБС будут на нижегородском заводе «Сокол».
В качестве учебной машины Як-130 предполагается использовать для обучения и закрепления летных навыков пилотов фронтовой ударной и истребительной авиации, при этом самолет может использоваться и как легкий штурмовик.