Известный американский ученый и политолог Сэмюэл Хантингтон скончался на острове Мартас-Виньярд в штате Массачусетс. Ему был 81 год. В последний год своей жизни он отошел от преподавательской деятельности и работал дома. В основном его исследования касались работы американского правительства, процессов демократизации, военной политики и отношений между военным и гражданским обществом.
Китай начнет военную интервенцию и оккупирует Владивосток, долину Амура и другие ключевые районы Восточной Сибири
Как уверял ученый, в мире после периода холодной войны вооруженные конфликты будут возникать не из-за идеологических трений между государствами, а из-за культурных и религиозных различий между основными мировыми цивилизациями.
Сэмюэл Хантингтон родился 18 апреля 1927 года. В возрасте 18 лет он с отличием окончил Йельский университет, а в 23, отслужив в армии и получив докторскую степень в Гарварде, начал там преподавать. За свою жизнь Хантингтон поучаствовал в работе над 17 книгами, часть из которых он написал сам, а часть – в соавторстве с другими учеными.
Среди них – «Политическая власть: США – СССР», написанная в 1964 году вместе с бывшим помощником президента США по национальной безопасности Збигневом Бжезинским. В этой книге дана оценка возможным исходам холодной войны, и она оказала немалое воздействие на политику США.
Одним из известнейших трудов Сэмюэла Хантингтона стала книга «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка», выпущенная в 1996 году. Она вызвала ожесточенные споры о противостоянии Запада и исламского мира.
В этом труде Хантингтон, как и его предшественник Освальд Шпенглер, начавший разрабатывать теорию цивилизаций еще в начале ХХ века, предложил условную классификацию мировых цивилизаций и указал на неизбежное ослабление Запада и усиление Востока.
Западу надо понять, что именно его вмешательство в дела других цивилизаций остается наиболее опасным источником нестабильности
В рамках этих процессов Хантингтон рассмотрел возможные варианты конфликтов между исламской, индуистской, синской (китайской), японской, латиноамериканской, буддийской, православной и африканской цивилизациями.
Самым вероятным из них он назвал усиление Китая и его стратегическое сотрудничество с рядом восточных государств.
«Уверенность Китая возрастет, и он объявит об установлении полного контроля над Южно-Китайским морем, – пишет Хантингтон. – Вьетнам окажет сопротивление, начнутся боевые действия. Вьетнамцы обратятся за помощью к США. США направят одну из своих авианосных ударных групп в Южно-Китайское море. Китайцы объявят это нарушением своих территориальных вод и начнут наносить воздушные удары по авианосным ударным группам».
По мнению Хантингтона, первоначальный успех Китая против США стимулирует крупные антизападные движения в мусульманских странах. Несколько еще остающихся прозападными правительств в арабских странах и Турции одно за другим будут свергнуты исламскими движениями. Спровоцированный слабостью Запада вал антизападных настроений вызовет массированную атаку арабов на Израиль.
«По мере того как в ходе войны арабские страны станут подпадать под контроль исламских бойцов, поставки нефти из Персидского залива начнут постепенно иссякать, и Запад окажется в зависимости от российских, кавказских и центральноазиатских нефтяных источников. Это вынудит Запад приложить дополнительные усилия, чтобы привлечь Россию на свою сторону и поддержать ее в стремлении расширить контроль над богатыми нефтью мусульманскими странами, расположенными к югу от нее», – предсказывает политолог.
Вместе с тем, согласно его прогнозам, пока Китай будет вести счет военным успехам, Япония начнет примыкать к нему, эволюционируя от формального нейтралитета к позитивному прокитайскому нейтралитету, а затем, уступая просьбам Китая, станет его союзником. Однако на Россию успехи китайцев произведут впечатление, прямо противоположное тому, какое они произвели на японцев.
«Перспектива победы Китая и его полного господства в Восточной Азии приведет Москву в ужас. По мере того как Россия начнет эволюционировать в антикитайском направлении, Китай начнет военную интервенцию и оккупирует Владивосток, долину Амура и другие ключевые районы Восточной Сибири. Военные действия между Россией и Китаем побудят НАТО приветствовать вступление в ее ряды России. При этом НАТО будет поддерживать российский контроль над мусульманскими странами Центральной Азии, обладающими нефтью и газом, а также поощрять восстания тибетцев, уйгуров и монголов против китайского владычества, постепенно мобилизуя и развертывая западные и российские силы на востоке Сибири для заключительной атаки – через Великую Китайскую стену на Пекин, Маньчжурию на хартленд ханьцев», – предвещает Хантингтон.
В результате, согласно его предположениям, возможность переустроить мир откроется перед Индией, поскольку по итогам войны Запад, Россия, Китай и Япония будут в разной степени разрушены.
В связи с этим в ближайшее время в интересах Соединенных Штатов и европейских стран было бы признать Россию сердцевинным государством православного мира и крупной региональной державой, у которой есть законные интересы, связанные с обеспечением безопасности ее южных границ, отмечал Хантингтон.
Кроме того, Западу необходимо понять, что именно его вмешательство в дела других цивилизаций остается единственным наиболее опасным источником нестабильности и потенциального глобального конфликта в мультицивилизационном мире, резюмировал ученый.