Шведская прокуратура начала предварительное расследование по делу о возможных взятках в отношении трех Нобелевских комитетов, принимающих решение о присуждении самой престижной премии в мире.
Эти крайне дорогостоящие поездки являются формой скрытой взятки
На днях профессор права Клас Сандгрен выступил в шведской газете «Свенска дагбладет» со статьей «Нобелевские институты играют с огнем», в которой заявил, что профильные комитеты, выбирающие лауреатов, погрязли в скрытой коррупции, чему способствует отсутствие этических правил в их деятельности. Об этом сообщают «Новые известия».
Примечательно, что самих граждан Китая в числе лауреатов этих премий нет. Обладателями премий в области физики стали американский ученый Йоитиро Намбу и два японца Макото Кобаяси и Тосихидэ Маскава. Премии по химии получили американские исследователи Осама Симомура, Мартин Чалфи и Роджер Тсиен. В области физиологии и медицины лауреатами премий стали французы Люк Монтенье и Франсуаза Барр-Синусси, а также немецкий ученый Харальд цур Хаузен.
Однако этот год оказался необычайно урожайным на лауреатов из Страны восходящего солнца. Два физика и два химика из Японии удостоились самой престижной международной премии. Это неспроста, намекает профессор Сандгрен, сообщая, что представители комитетов по физике, химии и медицине зачастили в Японию и Китай – страны, «проявляющие большое стремление к Нобелевским премиям».
Члены Нобелевских комитетов дважды посетили Поднебесную: в марте 2006 года и в январе 2008 года.
В первый раз ездили два члена комитетов, а во второй раз – три. При этом расходы на себя брало китайское правительство – авиабилеты, проживание в гостинице и обеды в лучших ресторанах.
Эти крайне дорогостоящие поездки, в ходе которых шведы обсуждали с принимающими сторонами «различные предпосылки, необходимые для получения Нобелевских премий», являются, как уверяет Клас Сандгрен, формой скрытой взятки. Подобные «знаки внимания» запрещены в обычной практике взаимодействия лиц и организаций, принимающих решения, с людьми и учреждениями, в отношении которых решения принимаются.
Сами представители Нобелевских комитетов признают, что долго колебались и обсуждали этот вопрос, прежде чем принять предложение. Но потом они решили, что поездки все же не смогут повлиять на беспристрастность принимаемых ими решений, сообщает ИТАР-ТАСС.