«В образовательном сообществе сейчас обсуждается идея, что, помимо диплома выпускника, человек должен проходить квалификационные экзамены на право занятия той или иной профессии», – заявил в пятницу министр образования и науки России Андрей Фурсенко.
Такая практика широко применяется на Западе: в США, к примеру, после окончания юридической школы все молодые специалисты обязаны сдавать экзамены на право ведения юридической практики.
«Мы считаем, что квалификационные требования должны быть расширены. Это касается многих направлений, например юридической практики, медицины, потому что базовое медицинское образование еще не делает человека врачом», – отметил министр.
Идея последипломного экзамена пока не утверждена. По словам Фурсенко, этот вопрос обсуждается в министерстве и экспертном сообществе и если решение о сдаче экзаменов на профпригодность будет принято, то это потребует «достаточно серьезных системных изменений», сообщает РИА «Новости».
Отметим, что это не единственное новшество, планируемое в сфере высшего образования России. Сейчас Минобр разрабатывает электронную базу для проверки подлинности дипломов.
«К нам часто обращаются работодатели и просят дать подтверждение или опровержение подлинности того или иного диплома. Мы сегодня создаем информационную базу данных, которая поможет ответить на эти вопросы», – сказал Фурсенко.
А до конца этого года будут утверждены и вступят в силу новые правила аккредитации российских вузов.
Сейчас аккредитационная коллегия Рособрнадзора совместно с рабочей группой экспертов разрабатывает новое предложение по аккредитации высших учебных заведений.
«Мы должны установить высокую планку. Нельзя допускать, чтобы люди с высшим образованием, получив диплом, оказывались абсолютно никем не востребованными», – уверен Фурсенко.
«Высшая школа – это то место, где люди должны не только слушать лекции и участвовать в семинарах, они должны получать самые передовые сегодняшние знания. И эти знания могут быть получены только от специалистов, которые сами вовлечены в современную науку и экономику», – подчеркнул он.
Кроме того, статус университета, который сегодня носят 500 российских вузов, со временем может остаться максимум у полусотни. Таким образом Министерство образования намерено решить проблему «посредственных учебных заведений» и простимулировать развитие среднетехнического образования.