У москвичей должны быть особые – электронные – паспорта, считают в московском правительстве. Именно такой статус мэрия желает придать так называемой «социальной карте москвича».
По мнению градоначальника, социальная карта также должна содержать информацию об особенностях здоровья человека – группе крови и имеющихся серьезных заболеваниях
Сейчас этот электронный документ используется в системе предоставления льгот. В общей сложности он имеется у четырех миллионов горожан – пенсионеров, студентов, школьников, беременных и кормящих матерей. То есть у тех групп граждан, для которых предусмотрен ряд льгот.
Кроме того, скидки по социальной карте предоставляют более полутора тысяч столичных магазинов и предприятий бытовых услуг. По ней ведутся покупки льготных лекарств и осуществляется проход в городском транспорте.
Мэр Москвы Юрий Лужков считает, что карточка вполне могла бы заменить москвичам не только удостоверение личности и медицинский полис, но даже водительские права. Такие мысли мэр высказал в ходе обсуждения целевой среднесрочной программы «Социальная карта москвича на 2008–2010 годы», сообщают СМИ.
По мнению градоначальника, социальная карта также должна содержать информацию об особенностях здоровья человека – группе крови и имеющихся серьезных заболеваниях. Эти данные при случае будут подсказкой врачам «Скорой помощи», пояснил Лужков.
Идея сделать карту универсальным документом может обойтись бюджету в 12 млрд рублей, ибо обладать таким документом будут не только льготники, а вообще все москвичи. Однако реализация программы застопорилась – единого мнения по этому поводу нет даже в московском правительстве, пишет издание «Время новостей».
Так, и. о. начальника управления информатизации Москвы Алексей Михайлов напомнил, что заменить собой медицинское страхование карточка не сможет хотя бы в силу того, что это будет противоречить федеральному закону о монетизации льгот.
Кроме того, по словам чиновника, для того, чтобы карточка стала универсальным документом, необходимо наладить совместную работу межведомственных баз данных, которые к этому просто не готовы.
Все предложенные функции карточка в себе не совместит хотя бы в силу технического несовершенства, проще говоря – нехватки памяти, заметил руководитель Федерального агентства по информационным технологиям Владимир Матюхин. Помимо этого, в карте не был изначально предусмотрен столь высокий уровень защиты, каким должен обладать универсальный документ.
При разработке карты в свое время власти руководствовались принципами дешевизны, а государственных требований к техническим характеристикам подобных удостоверений не существовало.
Единственный, пожалуй, последовательный сторонник инициативы – руководитель столичного метро Дмитрий Гаев. По его мнению, сложным криптографический ключ для защиты карты вообще не требуется, достаточно будет защитить базы данных.
В конце концов проект все-таки был отправлен на доработку. Особое внимание Лужков велел уделить именно техническому усовершенствованию карточки.
«Частично эта инициатива реализуема», – прокомментировал инициативу мэра юрист московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Алексей Гугаев в интервью газете ВЗГЛЯД. – Уже сейчас социальная карта москвича совмещена с пластиковой картой, по ней можно осуществлять ряд платежей, в том числе и в магазинах, осуществлять расчеты по ЖКХ».
Москва может сделать эту карту, например, библиотечной карточкой в рамках региона, считает юрист. Или приравнять к студенческому билету в московских вузах. То есть использовать в тех областях, где полномочия регионов и федерального центра разграничены.
«Что до совмещения ее с удостоверением личности и водительскими правами – это не уровень правительства Москвы. Это федеральный уровень. Есть определенные формы для таких документов, и они утверждены правительством РФ. За пределами Москвы вас с таким «удостоверением» остановят и лишат права управления автомобилем», – подчеркнул Гугаев.
Напомним, что переговоры с МВД РФ о придании пластиковой «карте москвича» статуса удостоверения личности ведутся столичным правительством уже несколько лет – с начала 2003 года. До сих пор ощутимых результатов это не принесло – воплощение мечты мэра требует значительных изменений в федеральном законодательстве.