Инцидент на крупнейшей американской АЭС повлек за собой введение режима строгой изоляции, в результате чего 3 тыс. сотрудников станции были заперты на ее территории в течение 7 часов.
Такая бомба могла бы ранить несколько человек и нанести небольшой ущерб оборудованию в радиусе 20 футов от места взрыва
Электростанция находится примерно в 85 км западнее столицы штата города Финикса и поставляет электроэнергию как минимум 4 млн потребителей в Аризоне, Нью-Мексико, Техасе и Калифорнии.
Как сообщила во вторник газета The Arizona Republic со ссылкой на местного шерифа Джо Арпейо, 61-летний Хёрд, скорее всего, не подозревал, что в кузове его «форда» находится опасная самоделка.
Пятидюймовый стальной цилиндр, начиненный веществом, которым обычно снаряжают петарды и фейерверки, лежал в машине совершенно открыто и был без труда обнаружен нейтронными детекторами, которые используются для поиска взрывчатых веществ.
По словам полицейского эксперта, «такая бомба могла бы ранить несколько человек и нанести небольшой ущерб оборудованию в радиусе 20 футов от места взрыва».
Как сообщает газета, обычно Хёрд, имеющий разрешение на доступ в зоны, где установлены реакторы, без сопровождения персонала, ездил на работу на личном мотоцикле, но в пятницу был вынужден воспользоваться служебным грузовиком, в котором и оказалась устройство.
Перед тем автомобиль провел 6 дней на неохраняемой стоянке жилого комплекса.
Обыск в доме рабочего результатов не дал, однако и шериф Арпейо, и Джим Макдоналд, начальник службы безопасности Arizona Public Service Co, несущей охрану станции, в один голос утверждают: Хёрд не рассматривается как подозреваемый, хотя теперь его доступ ограничен лишь территорией административных корпусов.
В понедельник утром виновник переполоха вышел на работу как обычно.
Очевидно, что самоделка, обнаруженная в машине, – не более чем изделие местных хулиганов: такими «пугачами» юные подрывники-затейники глушат рыбу и калечат телефонные будки. Максимум, что она может, – вызвать пожар где-нибудь на трансформаторной подстанции, что крайне неприятно, но отнюдь не фатально.
Реактор – устройство достаточно большое и прочное: одна только биозащита представляет собой «шубу» из фторосодержащих полимеров весом несколько десятков тонн.
Чтобы вызвать гарантированное разрушение активной зоны, требуется доставить заряд непосредственно в нее. А это крайне проблематично: добраться до сердца работающего реактора очень и очень непросто.
Не поможет и тяжелый грузовик, под завязку набитый взрывчатым веществом: его остановят тяжелые двери, установленные на американских и на российских станциях.
Специалисты США полагают, что для надежного поражения реактора требуется или мощная авиабомба с высоким проникающим эффектом (вроде противобункерных GBU-28), или в крайнем случае – теракт с применением авиалайнера.
Опасаясь такого развития событий, многие американские эксперты (в частности, Дейл Клейн, председатель американской Комиссии по ядерному надзору (NRC) требуют создания ПВО объектов атомной энергетики, как вариант рассматриваются системы на основе тактических лазеров. Такая идея имеет некоторый смысл: лазеры очень «прожорливы», но в данном случае источник энергии находится совсем рядом. Впрочем, стоимость подобной системы лишь для одного объекта может превысить 1,5 млрд долларов.
Одновременно в недавнем интервью Associated Press Клейн заявил: «Мы считаем, что реакторы должны быть спроектированы таким образом, чтобы выдержать силу удара при падении большого самолета».
Последствия теракта при падении большого самолета на АЭС с выходом радиоактивных материалов рассматриваются с 2001 года, когда самолеты-убийцы атаковали Всемирный торговый центр. Были проведены исследования по различным сценариям падения самолетов на АЭС.
Они показали, что ядерные реакторы более устойчивы к таким терактам, нежели другие гражданские здания. Всестороннее исследование было выполнено американским Институтом исследований в области электроэнергии совместно со специалистами из Министерства энергетики США. Результатом данного исследования стал вывод о том, что американские реакторы «надежны в эксплуатации и топливо надежно защищено от последствий падения больших самолетов на АЭС».
Однако действующие сейчас в США 103 ядерных реактора были спроектированы в условиях, когда не требовалось рассмотрения такого рода событий. «Новые реакторы, по всей вероятности, будут надежнее, чем существующие», – сообщил Клейн.
Он сообщил, что до конца 2007 года NRC ожидает получить четыре или пять заявлений на постройку новых реакторов, а в 2008 году, возможно, 8 заявлений. Практически все реакторы будут построены на площадках существующих АЭС.