Общество

29 января 2007, 18:18

В Москву доставлен первый экземпляр SSJ-100

Фото: ИТАР-ТАСС

В Москву доставлен первый экземпляр российского среднемагистрального самолета Sukhoi SuprJet 100 (до ребрендинга – RRJ). В Центральном научно-исследовательском аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) сначала осуществят его окончательную сборку, затем пройдут прочностные испытания различных узлов и других элементов конструкции. Серийное производство новых лайнеров планируется начать уже в 2008 году, однако ход выполнения программы и сроки ее осуществления вызывают ряд вопросов.

Самолет Sukhoi SuperJet 100 относится к семейству региональных самолетов типа RRJ (Russian Regional Jet – российский региональный самолет, проект компаний «Сухой», Boeing и «Ильюшин»). Объем рынка самолетов семейства RRJ до 2023 года оценивается в 5400–5600 единиц, или около 100 млрд долларов. «Сухой» собирается произвести не менее 700 таких самолетов, захватив изрядную часть рынка. По прогнозам аналитиков компании, 35% самолетов может быть продано в Северную Америку, 25% – в Европу, 10% – в Латинскую Америку и 7% – в Россию и Китай.

«У русских осталось мало времени»

Таким образом, возможность постройки 60 серийных машин в 2008 году представляется довольно туманной

С насыщением рынка гражданских лайнеров для дальних авиаперевозок рынок машин среднемагистрального класса остается единственной нишей, куда российский авиапром имеет шанс попасть со своей продукцией. Как пишет журнал Flight International, Sukhoi SuprJet 100 – самый амбициозный российский проект в области авиации со времен падения коммунизма.

Если прототип самолета действительно поднимется в воздух в 2007-м, у России есть шанс потеснить на рынке западных производителей лайнеров на 75–100 пассажирских мест. Однако у Росси осталось не так много времени: на успех SSJ-100 может рассчитывать, если самолет будет представлен уже в этом году на одном из крупных авиасалонов: на московском МАКС в августе или в ноябре в Дубае.

Эксперты Filght имеют четкое представление об этом рынке. По их мнению, самолет такого класса был нужен еще 2002 году, когда в мире начался процесс формирования портфеля заказов на перспективные лайнеры подобного класса. В то время в России имелся вполне удачный лайнер Ту-334, с благосклонностью принятый на многих авиасалонах. Имелась и документация на серийное производство самолета и даже постановление правительства на запуск его в серию.

Однако выполнено оно не было – как считается, из-за высокой себестоимости машины, много выше проектной, прежде всего из-за необходимости серьезной модернизации производственной базы. У ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» такая база есть – Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО). И «суховцы» спешат прыгнуть на подножку уходящего поезда.

Успеть в «салон»

Тем не менее, как кажется, программа SSJ все-таки запаздывает. И действительно, в воскресенье на базу ЛИИ в Жуковском был доставлен лишь фюзеляж самолета для статических испытаний. Это значит, что на последнем этапе конструкцию разорвут на стенде, подвергнув ее разрушающей перегрузке.

То же самое произойдет с комплектом крыла, которое доставят в институт несколько позже. Без таких испытаний поднимать в воздух прототип органы авианадзора не разрешат, к тому же не исключено, что по результатам наземных тестов в конструкцию придется вносить изменения.

На все это потребуется время, и, даже если первый летный экземпляр уже строится в Комсомольске-на-Амуре, планируемая дата первого полета – март 2007 года – представляется малореальной. РИА «Новости» сообщает, что запуск самолетов в серийное производство намечен на 2008 год.

Но любому авиационному специалисту известно, что даже при хорошем раскладе от первого полета до передачи на завод комплекта производственной документации проходит 2–3 года. Примерно столько времени требуется для разработки всевозможных технологических процессов и адаптации конструкции под требования производства.

Таким образом, возможность постройки 60 серийных машин в 2008 году представляется довольно туманной. Конечно, прототипы могут быть построены и по временному техпроцессу, «на коленке», как говорили во времена СССР. Но и тут есть вопросы. С каким двигателем SSJ-100 поднимется в воздух, если спроектированный именно под него совместно с французской корпорацией Snecma авиадвигатель SaM-146 прошел стендовые испытания лишь в сентябре 2006 года, а его сертификация намечена на март 2008 года?

С любой другой силовой установкой проект теряет смысл: самолет, несомненно, полетит, но его себестоимость и конечная цена (не более 25 млн долларов, согласно проекту) выйдут за рамки бизнес-плана. При подобном развитии событий перспективы проекта выглядят уже не столь блестящими.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

Генконсульство в Анталье отчиталось о помощи пассажирам загоревшегося Superjet
Темы дня

Ставка ВСУ на наемников провалилась

Очередной западный наемник, воевавший на стороне ВСУ, взят в плен российскими войсками – на этот раз на Курском направлении. Какое количество «иностранных добровольцев» воюет сегодня в рядах украинской армии, почему киевский режим вынужден до сих пор рассчитывать на наемников и в чем их самое слабое место?

Противник Украины намерен шокировать Румынию

В Румынии проходят президентские выборы. Основным фаворитом считается действующий премьер-министр страны Марчел Чиолаку. Однако одержать победу в первом туре ему вряд ли удастся. Конкуренцию представителю партии власти может составить правый политик Джордж Симион, которого называют поклонником Трампа и противником помощи Украине. Удастся ли ему победить и как это изменит Румынию?

Наемника из Британии взяли в плен на Курском направлении

Опубликованы кадры с Путиным после испытания «Орешника»

США пригрозили союзникам за помощь в аресте Нетаньяху

Новости

Либералы могут потерять власть еще в одной стране Европы

В Румынии проходят президентские выборы. Основным фаворитом считается действующий премьер-министр страны Марчел Чиолаку. Однако одержать победу в первом туре ему вряд ли удастся. Конкуренцию представителю партии власти может составить правый политик Джордж Симион, которого называют поклонником Трампа и противником помощи Украине. Удастся ли ему победить и как это изменит Румынию?

Композитор Павел Карманов умер в возрасте 54 лет

Автор множества произведений и музыки для кино композитор Павел Карманов скончался в возрасте 54 лет.

Группа бойцов ЧВК «Вагнер» погибла в Мали, попав в засаду

В Мали шесть бойцов ЧВК «Вагнер» погибли во время атаки террористов. Нападение произошло в регионе Мопти, где российская колонна попала в засаду.

Минздрав сообщил о состоянии пострадавшего при стрельбе под Саратовом

Мужчина, получивший ранения в результате дорожного конфликта в Марксе Саратовской области, гогаходится в состоянии средней тяжести, ему оказывается необходимая медицинская помощь, сообщили в минздраве региона.

Арестован фигурант по делу о поставках «Калашникову» бракованных деталей

Технический директор «Интертехники» Алексей Морохов арестован по обвинению в мошенничестве при поставках бракованных деталей для концерна «Калашников», ущерб оценивается в 32 млн рублей.

Неопознанные дроны заметили над базами США в Британии

Над американскими военными базами в Британии были замечены небольшие дроны, которые, по словам командования ВВС США, не оказали значительного влияния на работу объектов.

Россиянин отсудил у BMW 300 млн рублей за неисправность вентилятора

Бизнесмен из Подмосковья выиграл дело против компании BMW из-за неработающего вентилятора в автомобиле, что привело к неустойке в размере 300 млн рублей, сообщили СМИ.

Назван кандидат на должность посла России в США

В Москве рассматривают назначение Александра Дарчиева на пост посла России в США, кандидатура которого уже проходит необходимые процедуры утверждения, об этом «Коммерсанту» сообщили три осведомленных источника.

Следовавший в Анталью Superjet совершил жесткую посадку из-за сдвига ветра

Самолет Sukhoi Superjet 100-95LR, летевший из Сочи в Анталью, столкнулся с сильным сдвигом ветра, что привело к грубой посадке, но пассажиры не пострадали, говорится в сообщении авиакомпании «Азимут».

В Раде заявили о возвращении 150 тыс. жителей Донбасса в Россию

Депутат Верховной рады Максим Ткаченко заявил о возвращении около 150 тыс. временно перемещенных лиц, включая 70 тыс. в Мариуполь, из-за отсутствия должной помощи на Украине.

Российские войска продвинулись в Запорожской области

Российские войска продвинулись более чем на два километра на Ореховском направлении в Запорожской области, начав бои за село Белогорье, которое является последним перед пока контролируемой ВСУ Малой Токмачкой, сообщил председатель комиссии по вопросам суверенитета, патриотическим проектам и поддержке ветеранов Общественной палаты РФ Владимир Рогов.

Москва предостерегла Южную Корею от поставок оружия Украине

Заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко предупредил о последствиях поставок южнокорейского оружия Украине, которые могут окончательно разрушить отношения между Сеулом и Москвой.
Мнения

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?