Самолет Sukhoi SuperJet 100 относится к семейству региональных самолетов типа RRJ (Russian Regional Jet – российский региональный самолет, проект компаний «Сухой», Boeing и «Ильюшин»). Объем рынка самолетов семейства RRJ до 2023 года оценивается в 5400–5600 единиц, или около 100 млрд долларов. «Сухой» собирается произвести не менее 700 таких самолетов, захватив изрядную часть рынка. По прогнозам аналитиков компании, 35% самолетов может быть продано в Северную Америку, 25% – в Европу, 10% – в Латинскую Америку и 7% – в Россию и Китай.
«У русских осталось мало времени»
Таким образом, возможность постройки 60 серийных машин в 2008 году представляется довольно туманной
С насыщением рынка гражданских лайнеров для дальних авиаперевозок рынок машин среднемагистрального класса остается единственной нишей, куда российский авиапром имеет шанс попасть со своей продукцией. Как пишет журнал Flight International, Sukhoi SuprJet 100 – самый амбициозный российский проект в области авиации со времен падения коммунизма.
Если прототип самолета действительно поднимется в воздух в 2007-м, у России есть шанс потеснить на рынке западных производителей лайнеров на 75–100 пассажирских мест. Однако у Росси осталось не так много времени: на успех SSJ-100 может рассчитывать, если самолет будет представлен уже в этом году на одном из крупных авиасалонов: на московском МАКС в августе или в ноябре в Дубае.
Эксперты Filght имеют четкое представление об этом рынке. По их мнению, самолет такого класса был нужен еще 2002 году, когда в мире начался процесс формирования портфеля заказов на перспективные лайнеры подобного класса. В то время в России имелся вполне удачный лайнер Ту-334, с благосклонностью принятый на многих авиасалонах. Имелась и документация на серийное производство самолета и даже постановление правительства на запуск его в серию.
Однако выполнено оно не было – как считается, из-за высокой себестоимости машины, много выше проектной, прежде всего из-за необходимости серьезной модернизации производственной базы. У ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» такая база есть – Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО). И «суховцы» спешат прыгнуть на подножку уходящего поезда.
Успеть в «салон»
Тем не менее, как кажется, программа SSJ все-таки запаздывает. И действительно, в воскресенье на базу ЛИИ в Жуковском был доставлен лишь фюзеляж самолета для статических испытаний. Это значит, что на последнем этапе конструкцию разорвут на стенде, подвергнув ее разрушающей перегрузке.
То же самое произойдет с комплектом крыла, которое доставят в институт несколько позже. Без таких испытаний поднимать в воздух прототип органы авианадзора не разрешат, к тому же не исключено, что по результатам наземных тестов в конструкцию придется вносить изменения.
На все это потребуется время, и, даже если первый летный экземпляр уже строится в Комсомольске-на-Амуре, планируемая дата первого полета – март 2007 года – представляется малореальной. РИА «Новости» сообщает, что запуск самолетов в серийное производство намечен на 2008 год.
Но любому авиационному специалисту известно, что даже при хорошем раскладе от первого полета до передачи на завод комплекта производственной документации проходит 2–3 года. Примерно столько времени требуется для разработки всевозможных технологических процессов и адаптации конструкции под требования производства.
Таким образом, возможность постройки 60 серийных машин в 2008 году представляется довольно туманной. Конечно, прототипы могут быть построены и по временному техпроцессу, «на коленке», как говорили во времена СССР. Но и тут есть вопросы. С каким двигателем SSJ-100 поднимется в воздух, если спроектированный именно под него совместно с французской корпорацией Snecma авиадвигатель SaM-146 прошел стендовые испытания лишь в сентябре 2006 года, а его сертификация намечена на март 2008 года?
С любой другой силовой установкой проект теряет смысл: самолет, несомненно, полетит, но его себестоимость и конечная цена (не более 25 млн долларов, согласно проекту) выйдут за рамки бизнес-плана. При подобном развитии событий перспективы проекта выглядят уже не столь блестящими.