Аэробус А-320 компании «Армавиа», совершавший рейс № У8967 по маршруту Ереван – Сочи, должен был приземлиться в сочинском аэропорту в 2.05. Сначала объявили, что в связи с неблагоприятными погодными условиями его приземление откладывается, а затем появилась информация о том, что борт возвращается в Ереван. Примерно в 4.30 стало известно о падении самолета в море.
Диспетчер поинтересовался
Пилот принял решение идти еще раз на второй круг по метеоусловиям. Это – право командира экипажа
Самописец находился на расстоянии 16 м от первого, речевого черного ящика, а не пяти метров, как сообщалось ранее, и он намного глубже ушел в ил, из-за чего сигнал маячков был слабее. В течение вторника производились работы по откачке ила, и затем самописец увидели объективы телекамер.
Работы по его подъему осуществлялись при неблагоприятных условиях в штормовую погоду. Параметрический самописец записывает информацию о работе бортовых систем, приборов и агрегатов лайнера. Напомним, что в понедельник был поднят первый черный ящик – речевой самописец, который записывает переговоры экипажа в кабине самолета. Он находился на дне под слоем ила в 20–50 сантиметров.
Расшифровкой речевого самописца с борта А-320 займется техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК), сообщила журналистам председатель МАК Татьяна Анодина, передает РИА «Новости».
Аэробус А-320 компании «Армавиа», совершавший рейс № У8967 по маршруту Ереван – Сочи, должен был приземлиться в сочинском аэропорту в 2.05. Его встречали несколько десятков человек. Сначала объявили, что в связи с неблагоприятными погодными условиями его приземление откладывается, а затем появилась информация о том, что борт возвращается в Ереван. Примерно в 4.30 стало известно о падении самолета в море. На его борту находилось 113 человек, в том числе 8 членов экипажа. Все они погибли.
По мнению источников в комиссии по расследованию катастрофы, причиной падения армянского самолета могла быть элементарная нехватка топлива: в целях экономии горючего могло быть залито «под обрез», так как расстояние между Ереваном и Сочи небольшое. Предполагается, что именно поэтому лайнер не мог ни кружить над Адлером, ни идти на другой российский аэродром, на который предлагали отправить самолет диспетчеры.
С другой стороны, BBC приводит сведения о том, что через 40 минут после взлета, после того как командир корабля получил предупреждение от грузинских диспетчеров о сложных метеоусловиях в аэропорту прибытия, самолет был развернут в Ереван. Диспетчер поинтересовался, хватит ли в баках A-320 горючего на обратный путь, на что армянский летчик ответил, что у него осталось керосина на два часа полета.
После очередного разворота грузинский диспетчер опять поинтересовался у пилота, хватит ли топлива. Ответ пилота: «Осталось на 2,5 часа» – поразил специалистов. «Получалось, что керосина в баках только прибавилось», – сказал глава Грузавианавигации, засомневавшийся в адекватности летчика.
Начальник Главного управления гражданской авиации (ГУГА) Армении Артем Мовсисян отверг возможность того, что причиной авиакатастрофы под Сочи мог быть недостаток топлива в самолете, передает агентство «Новости – Армения». «В самолете было 10,2 тонны горючего, тогда как для осуществления рейса Ереван – Сочи требуется самое большее 3,5 тонны», – отметил Мовсисян. По его словам, самолет мог долететь до Сочи и вернуться в Ереван, не заправляясь.
Версии специалистов
Речевой самописец разбившегося А-320 (фото ИТАР-ТАСС) |
Катастрофа произошла, когда аэробус совершал второй из четырех разворотов перед заходом на полосу. Официальные версии причин катастрофы пока не выдвигаются. Тем не менее среди наиболее вероятных числятся следующие:
1. Человеческий фактор в сочетании с плохими погодными условиями. Глава Минтранса РФ Игорь Левитин со ссылкой на результаты расшифровки переговоров экипажа с диспетчерской службой аэропорта в Адлере сообщил, что самолет заходил на второй круг для посадки. «Это означает, что пилот принял решение идти еще раз на второй круг по метеоусловиям. Это – право командира экипажа», – отметил Левитин.
2. Собственно плохие погодные условия, возможно, смерч. По мнению армянских специалистов, A-320 мог опрокинуть внезапно возникший над морем смерч.
3. Ошибка пилота. «Предварительно можно предположить, что во время разворота и смены воздушного эшелона летчик направил машину под слишком большим углом вверх. Как говорится, слишком сильно «задрал нос». И двигатели просто не вытянули – самолет ударился хвостом о воду и разрушился», – комментировал трагедию прокурор Краснодарского края Сергей Еремин. Тем не менее сотрудники «Армавиа» настаивают на том, что самолет вел очень опытный экипаж.
4. Версия теракта была опровергнута еще в первые часы после катастрофы. Найденные обломки самолета не выявляют признаков взрыва.
5. Версия о технической неисправности также не нашла подтверждения. Начальник Главного управления гражданской авиации Армении Артем Мовсисян напомнил, что лайнер находился в исправном состоянии и готов был к эксплуатации. Он подчеркнул также, что 21 апреля 2006 года А-320 прошел полную техническую проверку компанией «Сабена-текник», осуществляющей техобслуживание лайнеров А-320 компании «Армавиа». Согласно заключению компании «Сабена-текник» лайнер был готов к полету по все параметрам.