Причиной дедовщины в армии стали сами призывники, заявил Иванов. По его словам, из призыва осени 2005 года только 20% допущено к службе с оружием в руках. «Некоторые из них, придя на службу, впервые в своей жизни видят унитаз, зубную щетку и трехразовое питание, – сообщил глава ведомства. – Поэтому воспитать таких солдат сложно».
В армии все больше становится «изощренных извращенцев», признал министр
К низкому культурному уровню призывников глава ведомства попросил прибавить «моральную патологию» нашего общества. «По телевизору показывают одни сплошные «Зоны», «Ментовские войны» и «Криминальные России», – возмутился Иванов. – А затем криминальные сюжеты перекочевывают в нашу жизнь, становясь сценариями человеческих трагедий, в том числе и в армейской среде».
В армии все больше становится «изощренных извращенцев», признал министр. «От простого мордобоя, которого хватало и в советские времена, перешли к изощренным издевательствам», – сказал Иванов, комментируя случай с рядовым Сычевым.
Министр предположил, что эта форма издевательства также перекочевала из фильмов на криминальные темы: «При конвоировании заключенных охрана сажает их на корточки и окружает автоматчиками и служебными собаками». Корень самого зла Иванов обнаружил в обращении воспитателей с малышами в детском саду. «Дедовщина у нас начинается с детского сада», – заявил министр.
И это притом, что военная прокуратура выявляет всего 1% всех совершенных в армии преступлений. «99% этих нарушений скрывают сами командиры, которые боятся быть обвиненными в отсутствии в своей части дисциплины», – заявил глава министерства. Правда, в скором времени офицеров попросят говорить правду и только правду. «Скажи честно, не бойся!» – призвал Иванов. Иначе по новой служебной инструкции придется нести ответственность вплоть до увольнения, пригрозил министр.
Тем не менее Иванов заметил, что в армии на самом деле не все так плохо. «Это самый законопослушный институт общества», – заметил глава ведомства. Избегая голословности, Иванов привел конкретные факты. По его словам, шумиха вокруг челябинского случая – всего лишь происки «болельщиков за общее дело, которые стремятся сделать себе имя за счет искусственного раздувания скандала».
По его словам, в 2005 году количество происшествий в армии удалось снизить на 16,8%, случаев гибели бойцов – на 11,7%, хищений боеприпасов – на 22,6%. «На 5,5% уменьшилось количество преступлений, связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений», – отметил глава ведомства. Преступность растет во всем обществе, одни только подростки в прошлом году совершили в Москве около 4 тысяч серьезных преступлений, привел пример глава Минобороны.
«Поэтому челябинский случай не может становиться поводом для огульного обвинения всех военнослужащих во всех смертных грехах», – сказал Иванов. По его мнению, наказание должны нести непосредственные виновники, и «они его несут и понесут». Со своей стороны, министерство сделает все, чтобы снизить дедовщину до минимальной планки.
В планах ведомства – не только учреждение военной полиции и привлечение в части священников. Более тщательно займутся подготовкой сержантского корпуса. Сержантам поручат наблюдать за происходящим в казарме в круглосуточном режиме. А заместителям командиров разрешат докладывать о выявленных нарушениях, минуя своих непосредственных начальников. Не исключено, что в скором времени на свалку истории отправят и дисциплинарные батальоны. «Иначе наши газеты так и будут писать о российской армии как о вражеской», – отметил министр.