В этом году гостей кинофестиваля ожидала обширная программа – помимо фильмов-участников конкурса, еще специальные проекты «8½», авторское кино, выставка рисунков Феллини в Пушкинском музее и галерее на Солянке, фотопроект Ренаты Литвиновой в Новинском пассаже, и многое другое. Практически каждая премьера заканчивалась далеко за полночь вечеринкой в одном из московских ресторанов, так что времени на просмотр кинолент практически не оставалось. Самую веселую вечеринку назвать трудно.
Режиссера Томас Винтерберг (фото ВЗГЛЯД) |
1. Прием, посвященный выставке рисунков Феллини в Bosco-cafe на Красной площади, плавно перетекший в веселый клубный ужин в честь Томаса Винтерберга в ресторане «Павильон» на Патриарших прудах, благодаря действительно непринужденной атмосфере и забавным историям в исполнении Никиты Михалкова.
2. Вечеринка в клубе «Парк» в честь фильма «Космос как предчувствие» осталась в памяти благодаря солидным гостям, которых не часто встретишь на светских раутах; так, были замечены: адвокат Генрих Падва, члена совета директоров Альфа-банка Александра Гафина, писатель Владимир Сорокин.
3. Вручение приза «За стиль» журналом Vogue в ресторане «Ваниль» – американская актриса Дэрил Ханна по прибытии тут же потребовала водки, чем привела в замешательство весь персонал ресторана. Пока искали водку, «киллерша» с удовольствием общалась с главным редактором русского «Vogue» Аленой Долецкой.
После открытия критики уже начали судачить, что в Москву никто не приедет, однако в церемонии награждения приняли участие всемирно известные актрисы, приехавшие в Москву за несколько дней до окончания фестиваля. Звезда «Kill Bill» американская актриса Дэрил Ханна вручила приз за лучшее исполнение мужской роли не явившемуся на церемонию иранскому актеру Хамиду Фаранеджаду; француженка Жанна Моро представила картину Франсуа Озона «Время прощания» в рамках специальной программы «Гала-премьеры».
Получая приз, актриса отметила, что часто приезжала раньше на Московский фестиваль, и поэтому особенно ценит русскую награду. «Как будто я сдала трудный экзамен,- сказала госпожа Моро, на меня очень большое влияние оказала система Станиславского, как и на всех театральных актеров, а я считаю, что родилась как актриса именно в театре».
Бельгийские режиссеры братья Дарденн, показавшие на фестивале «Дитя» в рамках фильмов формата 8½, вручили приз за лучшую режиссуру одному из авторов знаменитой «Догмы» датскому режиссеру Томасу Винтербергу. Самого режиссера к этому времени уже не было в России, однако присутствовавший на церемонии посол Дании сказал, что буквально 20 минут назад разговаривал с ним по телефону, и режиссер просил передать всем собравшимся, что абсолютно счастлив.
Режиссер Алексей Учитель (фото ВЗГЛЯД) |
Затем Владимир Наумов вручил специальный приз жюри финскому режиссеру Аку Лоухимиес за киноленту «Вечная мерзлота». Получая приз, господин Лоухимиес порадовался за «взлет российского кино». В качестве иллюстрации на сцене «Пушкинского» вскоре появился и главный призер - Алексей Учитель. Председатель жюри драматург Валентин Черных долго мучил собравшихся расплывчатыми намеками о талантливом режиссере, чьи картины с каждым разом становятся все лучше и лучше. Потом на сцене появился сам Учитель, который поблагодарил жюри за то, что во время распределения призовых мест его члены «Смотрели на экран, а не вычисляли, какая страна должна победить».
Фильм – победитель – всегда вопрос спорный, хотя на этот раз жюри утверждало, что решение было принято единогласно. Спорили в основном журналисты и кинокритики – под дождем на выходе из «Пушкинского», возмущаясь и хлопая зонтами. Гости, не дожидаясь традиционного показа фильма, сразу после окончания официальной церемонии отправились делиться впечатлениями в ресторан «Нконг».
Призеры XXVII ММКФ:
1. Гран-при – «Космос как предчувствие», режиссер Алексей Учитель (Россия).
2. Лучший режиссер – Томас Винтерберг (Дания), фильм «Дорогая Вэнди».
3. Лучшая женская роль – Весела Казакова (Болгария), фильм «Украденные глаза» (Турция-Болгария).
4. Лучшая мужская роль – Хамид Фаранеджад, фильм «Левой, левой!» (Иран)
5. Спецприз ММКФ – фильм «Вечная мерзлота», режиссер Аку Лоухимиес (Финляндия).
6. Почетный приз имени Станиславского – актриса Жанна Моро (Франция), фильм «Верю».
7. Приз жюри российской кинокритики – фильм «Хроники обыкновенного безумия», режиссер Петр Зеленка (Чехия).
8. Победитель конкурса дебютных работ «Перспективы» – режиссер Джорджина Гарсия Ридель (США), фильм «Как девушки Гарсия провели лето».
9. Приз ФИПРЕССИ – фильм «Гитара – монголоид», режиссер Рубин Остлунд (Швеция).
10. Призы Федерации киноклубов России – фильмы «Удаленный доступ» (Россия), режиссер Светлана Проскурина и «Чамскраббер» (США), режиссер Арье Посин.