Вопрос дня

29 августа 2019, 13:24

Чем Европа и США хотят заменить российские «Союзы»?

Фото: Zuma/ТАСС

Европейское космическое агентство (ЕКА) решило отказаться от использования российских пилотируемых кораблей «Союз» для доставки своих астронавтов на МКС. Теперь все европейцы будут летать к станции на американских кораблях. В этом нет ничего удивительного – европейцы, как и канадцы c японцами, попадают на МКС по американской квоте, то есть платят за них американцы. Такая практика появилась еще во времена программы Space Shuttle – ЕКА, а также канадцы с японцами решили работать со Штатами по бартерному принципу: они поставляли американцам оборудование, а те оплачивали полеты их астронавтов.

И в последние годы сумма для Роскосмоса получалась приличная – в среднем от 300 до 600 млн долларов. За подготовку и полет одного астронавта НАСА платило около 80 млн, а всего за последние 12 лет, по подсчетам американских СМИ, американское агентство перечислило Роскосмосу 3,3 млрд долларов. То есть 3% от годового бюджета НАСА уходит России. А для Роскосмоса с его куда более скромными возможностями эти выплаты и вовсе составляли до 10% бюджета. Так что отказ от «Союзов» может больно ударить по карману.

Россия стала монополистом на рынке космических перевозок в 2011 году, когда Штаты свернули программу Space Shuttle. Шаттлы были неоправданно дорогими для обычного космического «челнока», а другие свои задачи они давно выполнили. Программу могли прикрыть и раньше, но корабли отлично подошли для доставки на орбиту модулей формировавшейся МКС.

Обмен космонавтами страны начали практиковать еще в 90-е – россияне летали на шаттлах, американцы – на «Союзах», и тогда разменной монетой был лишь приобретаемый опыт. Все изменила катастрофа шаттла Columbia в 2003 году – НАСА на два года заморозило полеты по программе, и тогда главным «челноком» стал «Союз». Сохранился этот порядок и после возобновления американской программы.

Пилотируемые «челноки»

Пилотируемый космический корабль – вещь довольно дорогостоящая, к тому же при создании т громного опыта. Проектов было множество, но, как мы видим, все по-прежнему летают на «Союзах». Свой многоразовый корабль еще с середины 80-х пытались создать французы, британцы, немцы, японцы – и везде либо не хватало знаний, что приводило к ошибкам в испытаниях, либо попросту финансирования.

Сейчас альтернатив «Союзу» всего две – и обе американские.

В США всерьез озаботились проблемой в 2006 году, когда стало окончательно ясно, что будущего у Space Shuttle нет. В НАСА задумались над тем, как быть дальше, и решили отдать низкую околоземную орбиту, Луну и даже в перспективе МКС на откуп «частникам», а самим сосредоточиться на глобальных задачах – например, на исследовании Марса, Луны и Титана. 

Сначала агентство открыло конкурс на производство грузовых беспилотников. Он оказался довольно успешен – уже в 2010 году появился частично профинансированный НАСА Dragon от SpaceX, еще через три года в космос полетел Cygnus от Orbital. Далее настал черед пилотируемых «челноков» для доставки экипажей. В 2010 году несколько компаний получили одобрение агентства на соответствующие разработки, а еще через четыре года НАСА объявило двух победителей конкурса: это были Boeing (CST-100 Starliner) и SpaceX (Crew Dragon). Без обиженных не обошлось: Sierra Nevada Corporation, давно трудившаяся над своей Dream Chaser (копией нашего «Бурана»), даже подала на агентство в суд, желая оспорить результаты конкурса, но безрезультатно. В итоге ее корабль пришлось переориентировать на другие цели. 

Ожидалось, что американцы отправятся на МКС на собственном корабле уже этим летом, однако сроки постоянно переносятся, и вполне вероятно, что полетят они только в следующем году. Сначала запуск перенесли на ноябрь, сейчас уже идут разговоры о конце декабря. И это речь о Crew Dragon, Starliner пока не может совершить даже полет без экипажа – в последний раз запуск передвинули на октябрь.

Crew Dragon

Задумка Илона Маска была довольно амбициозной – создать многоразовый пилотируемый корабль, который сможет не только доставлять космонавтов на МКС, но и развлекать туристов – в частности, «катать» их вокруг Луны, Земли. 

Создание Crew Dragon шло пять лет. В марте 2019-го детище Илона Маска пристыковалось к МКС с грузом и манекеном Рипли на борту, а затем благополучно вернулось на Землю. Казалось, что пора запускать экипаж. Однако в апреле во время испытаний двигателей системы аварийного спасения экипажа произошел взрыв, что отбросило разработчиков назад. 

Boeing Starliner

Корабль будет максимально похож на Crew Dragon, но уже сейчас он проигрывает ему в мелочах. И это при сильно большей стоимости (4,8 млрд против 3,1). У продукта SpaceX будет «багажник» на 14 м³ (у Starliner – нет), более длительное время в космосе – автономный полет в течение недели и до двух лет в составе МКС (у Boeing – до 60 часов и 210 дней соответственно). Садиться капсулы тоже будут по-разному: Starliner – на сушу, Crew Dragon – на воду, откуда ее будет доставать специальный корабль. 

Orion

В США есть еще один проект, который с середины нулевых разрабатывает Lockheed Martin – Orion, готовую к полету капсулу создали всего месяц назад. Изначально предполагалось, что именно он придет на смену шаттлам. Однако разработка затянулась, а затем и у НАСА цели сместились на освоение дальнего космоса. В итоге Orion переориентировали на длительные автономные полеты. Он сможет находиться в космосе до трех недель, что позволит ему летать и к Луне, и к Марсу. Сейчас «Орион» – по сути, единственный корабль, с которым связывают грядущие миссии на Красную планету.

Что не так с «Союзом»?

Сейчас космонавты летают на пятом поколении корабля – «Союз-МС». В техническом плане с ним все нормально: специалисты утверждают, что от первоначального «Союза» 60-х годов там не осталось и винтика – все системы абсолютно новые и современные. По параметрам полета корабль тоже не уступает американским конкурентам и даже в чем-то их превосходит: ресурс у него 200 суток, одну-две недели он может проводить в космосе автономно (рекорд – 17 дней), грузовой отсек тоже есть – небольшой, правда (200 кг). Но критики напоминают, что даже при всех его плюсах корабль уже морально устарел. Из точки А в точку Б он вас доставит, но о комфорте можете забыть. 

«Внутри «Союза» слишком мало места, – говорил Би-би-си Андре Кейперс, нидерландский астронавт Европейского космического агентства (ЕКА). – Особенно неудобно себя чувствуешь в правом и левом креслах, куда, как правило, сажают высоких европейских и американских астронавтов».

«Спуск с орбиты и приземление напоминают по ощущениям жесткую автоаварию, – рассказывал итальянский астронавт Паоло Несполи той же Би-би-си. – Когда смотришь на аппаратуру внутри корабля, то думаешь – боже мой, да это музей технологий 1950-х».

Crew Dragon и Starliner, конечно, должны стать во всех смыслах лучше «Союза». Сравните хотя бы интерьер российского корабля с конкурентом от SpaceX. «Американцы» явно будут комфортнее, там поместится больше людей, один из них – Dragon – к тому же частично грузовой.

Да, и главное – «Союз», в отличие от конкурентов, одноразовый. И хотя на первый взгляд это безусловный минус, пока он таковым не является.

Шаттлы тоже были многоразовыми, и где они теперь?

Программу свернули, поскольку она была убыточной – каждый пуск стоил от 500 млн до 1,3 млрд долларов, это абсолютно безумные даже по нынешним временам цифры. Дело в том, что плюсы от многоразового использования корабля проявятся только при нескольких условиях. Во-первых, это отсутствие необходимости в постоянном обслуживании между полетами, когда корабль не нужно регулярно ремонтировать за большие деньги. Во-вторых, регулярные запуски. НАСА планировало запускать шаттлы чуть ли не еженедельно, то есть до 60 раз в год – агентство думало, что будет большой спрос в доставке грузов на орбиту. Спроса не оказалось. В итоге вышло так, что максимальное число запусков в год за все время существования программы составило девять штук. 

И вполне возможно, что такая же судьба ждет и Crew Dragon со Starliner, которые, кстати, уже обошлись НАСА в восемь миллиардов долларов. Одним из условий при разработке обоих кораблей была более низкая стоимость полета, чем на «Союзе» (82 млн долларов). В 2014 году Илон Маск утверждал, что одно место на Crew Dragon будет стоить около 20 млн, но только если запусков будет не менее четырех в год – и при полной загрузке корабля, то есть при семи членах экипажа. Только вот НАСА не планирует использовать более четырех мест – остальные компания в теории может продать туристам. В 2017 году в агентстве подсчитали, что полет на МКС группы из четырех астронавтов на Starliner обойдется в 654 миллиона, а на Crew Dragon – в 405. То есть 163 и 101 миллион на одного человека. Так что «Союзы» явно будут дешевле, даже при завышенной, как считают на Западе, планке стоимости. В ЕКА, кстати, уже сказали, что не против использовать российский корабль и дальше – если Роскосмос договорится об этом с НАСА.

Еще один очень важный момент – надежность. «Союз», при всей его топорности, совершил уже более 130 полетов и давно зарекомендовал себя как проверенный аппарат. Crew Dragon и Starliner этим, конечно, похвастаться не могут. Так что любая авария на одном из них снова повернет головы в сторону российского корабля. Тот же голландец Кейперс рассказывал, что его жена хотела, чтобы он летел на МКС на «Союзе», а не на шаттле, поскольку российский корабль более безопасен. «Конструкция шаттла чрезвычайно сложна, постоянно что-то выходит из строя. Чрезмерная сложность приводит к дополнительным затратам», – добавлял Несполи.

Но время не стоит на месте, так что даже космические «маршрутки» должны меняться. «Союз», без сомнения, надежен, но он стал раритетной и потому слишком дорогой машиной. Он неэффективен, так как требует слишком больших расходов. Многие детали давно сняты с производства и делаются небольшими партиями только для «Союза», говорил в 2011 году известный космонавт Сергей Крикалев, нынешний исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым космическим программам.

Так что и «Союзу», безусловно, давно пора на покой – недаром сейчас вовсю идет разработка «Федерации», которая будет способна подниматься не только к МКС, но и достигать Луны, Марса и астероидов.

Текст: Алексей Яковлев

Вам может быть интересно

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Лавров: Зеленский испугался

Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Выигравшая 100 млн рублей москвичка рассказала о талисманах для привлечения денег

Новости

Власти пообещали снять запрет на экспорт бензина

Запрет на экспорт бензина будет отменен досрочно, до окончания 2024 года, заявил вице-премьер Александр Новак.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

Российские войска за неделю освободили семь населенных пунктов в ДНР

В течение недели российские войска освободили семь населенных пунктов на территории Донецкой народной республики, нанеся значительные потери украинским формированиям, включая уничтожение американских боевых машин пехоты Bradley, сообщило Минобороны.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Российские силы подошли к ключевой трассе из Запорожья в ДНР

Российские силы подошли к ключевой трассе, ведущей из Запорожья в Великую Новоселку в ДНР, фактически перерезав ее и взяв под огневой контроль, что ограничивает снабжение украинской группировки.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина

В Кремле уверены, что США поняли исчерпывающее заявление президента России Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Психолог рассказал, как сохранить рабочий настрой перед Новым годом

Психолог Станислав Самбурский объяснил, как завершить все дела до конца года, несмотря на сезонное аффективное расстройство, благодаря планированию и праздничной эйфории.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?