Вашингтон в новом военном бюджете вновь продемонстрировал свои аппетиты по наращиванию ЕвроПРО. Так, министерству обороны США поставлена задача найти возможности для размещения дополнительных элементов противоракетной обороны на территории Европы под предлогом якобы нарушения Россией договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Более того, американцы заложили в оборонный бюджет 65 млн долларов на разработку новых ядерных боеголовок малой мощности, которыми можно будет оснастить ракеты, запускаемые с подводных лодок.
Напомним, ДРСМД, подписанный СССР и США в 1987 году, запрещает сторонам иметь баллистические ракеты наземного базирования и крылатые ракеты с радиусом действия от 500 до 5500 км. Опасность данных ракет в том, что они имеют критически малое подлетное время, позволяя сторонам нанести друг другу мгновенные обезоруживающие ядерные удары. В случае же ликвидации договора, как считают многие эксперты, Россия и США фактически возобновят противостояние в тех же масштабах, как это было во времена холодной войны.
Вашингтон уже не первый раз упрекает Москву в нарушении договора. Обвинения США тянутся с лета 2014 года, когда через прессу сообщалось об испытании российской крылатой ракеты 9М729 (возможный сухопутный вариант ракеты 3М14 ракетного комплекса «Калибр-НК» или наземный вариант КРБД Х-101) дальностью полета менее 5500 км. Кроме того, в 2017–2018 годах американцы задумались даже о введении очередных антироссийских санкций за якобы нарушение ДРСМД.
Россия неоднократно выдвигала встречные претензии. Так, критиковалось появление в Румынии универсальных комплексов Aegis Ashore, приспособленных для запуска не только противоракет, но и ударных крылатых ракет большой дальности.
Москва традиционно резко реагирует на любые посягательства Вашингтона на ДРСМД. Осенью прошлого года президент России Владимир Путин предупредил американцев: «Если у кого-то есть желание выйти из договора вообще, у американских партнеров, с нашей стороны ответ будет мгновенным. Хочу об этом сказать – мгновенным. И зеркальным». В конце июня с аналогичными заявлениями выступил в Совфеде замглавы МИД Сергей Рябков.
Старший вице-президент ПИР-Центра Евгений Бужинский отметил, что договор запрещает не разработку новых вооружений, а их развертывание и постановку на вооружение. «Американцы могут разрабатывать все что угодно. Другое дело, что все это возможная предтеча к выходу», – сказал Бужинский газете ВЗГЛЯД.
Кроме того, действия США по наращиванию ПРО – это попытка обесценить российский потенциал сдерживания. «Вот только в послании Федеральному собранию президент отметил новые виды вооружений. Они нацелены на то, чтобы преодолевать любую систему ПРО», – подчеркнул собеседник.
«Что же касается новой американской ракеты, то надо возвращаться в 87-й год... «Першинги», крылатые ракеты, подлетное время... Сейчас США могут разместить их в Прибалтике. В Западной Европе им вряд ли это позволят, а вот прибалты, румыны, поляки позволят. Поэтому угрозы здесь реальны», – предупредил Бужинский, добавив, что Россия должна прилагать все возможные дипломатические усилия.
«Наш МИД и Минобороны попытаются убедить американцев в контрпродуктивности таких действий, но на фоне антироссийской истерии работать с ними будет тяжеловато», – считает Бужинский.
Военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко также считает, что дипломатические усилия «не дают никаких результатов». Однако отвечать на новые угрозы другими способами Россия будет только в том случае, если американцы действительно выйдут из договора, о чем пока речи не идёт, уверен он.
«Такой ответ может быть дан очень быстро и эффективно. Но цена этого – очередной виток гонки вооружений. Европа станет заложником американской ядерной политики, фактически превратившись в плацдарм для обмена ударами в случае конфликта между Россией и США. К сожалению, пока европейцы не понимают этого отчетливо. В этой связи нам надо работать с общественным мнением, с теми политическими силами, которые могут поднять антивоенную волну», – заявил Коротченко газете ВЗГЛЯД.
Хотя формально США не нарушают договор, Вашингтон продолжает вести разработку средств поражения, прикрываясь обвинениями в адрес России, а затем, когда все испытания будут проведены, американцы найдут предлог для выхода из договора и тут же совершат скачок в гонке вооружений, предположил собеседник.
Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин настроен ещё менее оптимистично. Он уверен, что своим нынешним шагом США, по сути, выходят из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
«Можно считать, что США идут к тому, чтобы нарушить этот договор под предлогом того, что это делает Россия. Как было неоднократно отмечено МИД РФ, пусковые установки систем ПРО США в Европе пригодны для запусков ракет средней и меньшей дальности. Так называемые ракеты-мишени являются ракетами средней и меньшей дальности»,
– сказал Козюлин газете ВЗГЛЯД.
По мнению эксперта, российский МИД должен предпринять все усилия по спасению ДРСМД, потому что это «фундаментальный документ для всей системы безопасности». «Если не станет ДРСМД, то посыплется вся система международной безопасности. Это будет означать хаос. Все страны начнут действовать на свое усмотрение. Даже при том, что сегодня худо-бедно действуют старые договоренности, они не спасают от угроз и страха, уровень которого растет во всем мире», – подытожил Козюлин.
Так, Игорь Коротченко считает, что в случае разрыва ДРСМД под большим вопросом окажется и судьба другого основополагающего документа – СНВ-3. «У США может возникнуть иллюзия, что, навязав России гонку ядерных вооружений, они окончательно истощат и ослабят нас. Но новые виды оружия, которые анонсировал Путин в послании, – наш долгосрочный ответ на любые попытки США нарушить баланс сил, не дающий сломать паритет. И право на удар возмездия у нас будет всегда», – считает собеседник.