Президент Франции Эммануэль Макрон накануне саммита ЕС (открывающегося в четверг в Брюсселе) раскритиковал «некоторых лидеров» стран Восточной Европы за меркантильный подход к Евросоюзу. Общеевропейское объединение «служит им для распределения денег – без того, чтобы уважать его ценности. Европа не супермаркет, а общность судеб», – подчеркнул Макрон, которого цитировала DW. Макрон заявил, что намерен создать «альянс доверия» с Германией.
Скорее всего, санкции сохранятся, ибо просто нет никаких факторов, которые могли бы говорить об обратном
Разногласия между «новой» и «старой» Европой (и брюссельской евробюрократией) в последнее время отчетливо напомнил о себе. «Мы не позволим переложить возможность принятия решений» в области безопасности и рынка труда «с государств на европейские институты», – заявил не так давно глава МИД Польши Витольд Ващиковский. Самый болезненный вопрос – ситуация с приемом беженцев. На прошлой неделе Еврокомиссия сообщила о начале санкционной процедуры против Польши, Чехии и Венгрии, поскольку они отказываются принимать беженцев по квотам ЕС.
Евросовет готов запустить антироссийские санкции, «как в декабре»
Брюссельский саммит не обойдется и без обсуждения санкций против России. Ожидается, что Ангела Меркель и Эммануэль Макрон дадут рекомендацию продлить санкции ЕС, цитирует ТАСС сообщение представителя Евросовета.
В повестку саммита включен вопрос о реализации Минских соглашений – о чем Меркель и Макрон проинформируют лидеров ЕС и «поделятся оценкой». В кулуарах предполагают, что оценка уже предопределена.
После политического решения по санкциям глава Евросовета Дональд Туск сможет запустить процедуру продления санкций, «как это было в декабре».
19 июня главы МИД стран – членов ЕС без обсуждения продлили на год действие санкций против Крыма. Кроме того, Евросовет принял решение разработать систему дипломатических действий в качестве ответа на «российские хакерские атаки».
Но при этом отметим, что проект новых санкций США против российского топливно-энергетического комплекса вызвал шквал жесткого неприятия в Брюсселе и столицах «старой Европы». Проект осудили Ангела Меркель и глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль, канцлер Австрии Кристиан Керн и Еврокомиссия.
Три фактора, «играющие» против санкций
«Я склоняюсь к тому, что, скорее всего, санкции сохранятся, ибо просто нет никаких факторов, которые могли бы говорить об обратном», – констатировал в комментарии газете ВЗГЛЯД член комитета Совета Федерации по международным делам Олег Морозов.
#{smallinfographicleft=757291} Однако, по его мнению, куда важнее не то, что будет через пару дней, а то, что в исторической перспективе идея санкций обречена. И для этого, подчеркнул собеседник, есть три основных фактора.
Во-первых, «внутри Евросоюза нарастают серьезные противоречия, потому что кто-то переживает эти санкции легче, а кому-то они как нож в горле».
Во-вторых, «европейцы оплачивают своей экономической кровью американские политические амбиции, что им тоже не в радость».
В-третьих, в Европе растет понимание, что санкции, создавая негативный эффект для самих стран ЕС, «не решают никакую задачу», они не влияют на позицию России и не наносят ей серьезного экономического ущерба.
Шанс сплотить ряды довольно мал
Судя по опубликованным в четверг результатам опроса французской социологической службы IFop, 52% немцев, 57% итальянцев и 64% британцев полагают, что как минимум одна страна ЕС выйдет из состава Евросоюза. При этом 55% опрошенных жителей Великобритании, 50% итальянцев, 42% французов и 39% немцев не исключили, что «экзит» могут предпринять сразу несколько стран.
Нынешний брюссельский саммит воспринимается как «шанс сплотить ряды», заметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД германский политолог Александр Рар. Речь идет о шансе сформировать общую позицию в отношении Брекзита и проблем европейской безопасности, в отношении проблемы беженцев, отношений с Россией и с администрацией Дональда Трампа, отметил собеседник. «Но я думаю искренне, что это уже почти невозможно», – указал Рар.
Восточноевропейские страны с самого начала пришли в ЕС как нахлебники
Собеседник указал на растущие противоречия между восточноевропейцами и государствами старой Европы. По мнению Рара, восточноевропейские страны с самого начала пришли в ЕС «как нахлебники», начали «требовать от Евросоюза все блага, а сами не готовы были что-либо отдавать». Они многого требуют от Брюсселя, особенно в вопросе безопасности, того, за что сами платить не могут. Сейчас в Европе открываются на это глаза, считает политолог. «Они вообще не встроились в европейскую либеральную систему, они ее в принципе отвергают и строят свои национальные общества, национальные государства, оставаясь в Евросоюзе», – добавил он, указав, что такой подход не устраивает Западную Европу.
Германия и Франция понимают, что с учетом фактора Трампа им будет сложно вести дела с нынешней Америкой, подчеркнул Рар. Время, когда европейцы решали только свои экономические проблемы, отдавая все остальное на откуп Вашингтону, прошло, и теперь им «нужно начинать самим думать о своем будущем», добавил он. Поэтому западноевропейцам нужно единство в ЕС, и они займут жесткую позицию в отношении своих восточных соседей.
Санкции нужны в качестве скрепляющего фактора
«Никаких существенных решений принято не будет и не может быть, будут просто затыкать дыры. При этом саммит постараются выдержать в атмосфере оптимизма, чтобы сбить волну евроскептицизма в ряде стран ЕС», – прогнозирует почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов
Санкции, естественно, отменяться не будут в ближайшие месяцы и даже годы, заметил эксперт в комментарии газете ВЗГЛЯД. Для этого нет политической воли, нет критической массы за отмену санкций. Санкции для ЕС и для Германии являются важнейшим инструментом поддержания единства. «Это обруч, который стягивает Евросоюз, скрепа по-нашему. Россия им нужна как враг – нужно объединиться против кого-то, хотя бы формально, чтобы остановить расползание», – указывает Караганов.
Может быть, через какое-то время восстановится эффективность германо-французского тандема.
Против восточноевропейцев попытаются ввести какие-то санкции, однако постараются сделать это аккуратно, чтобы не спровоцировать серьезный бунт. Будут введены какие-нибудь полусимволические меры. Вряд ли они могут заставить эти страны принимать беженцев.
«Подвижки в области общеевропейской обороны и безопасности будут, и они уже намечены, – прокомментировал Караганов один из возможных аспектов повестки саммита – «Евроармию». – Эта проблема обсуждается уже 40 лет, попыток уже было много. В этот раз они чуть-чуть продвинутся, но совершенно понятно, что никто по-настоящему серьезно платить много и создавать вооруженные силы, не хочет. Плюс они не определились со стратегией – против кого они нужны».