В Сенате США пришли к соглашению относительно санкций против России. Об этом заявил глава сенатского комитета по иностранным делам, республиканец Боб Коркер. Сейчас сенаторы «дорабатывают текст».
Речь идет о недоверии к связке Тиллерсон – Трамп
«Основанием» для новых антироссийских санкций может стать сразу все, в чем за последние годы Вашингтон обвинял Москву. В ответ «на нарушение территориальной целостности Украины и Крыма, наглые кибератаки и вмешательство в выборы и продолжающуюся агрессию в Сирии», – сообщили Associated Press сенаторы от республиканцев и демократов.
Антироссийские санкции предполагается «пристегнуть» к законопроекту о санкциях против Ирана. Так, собственно, ранее и обещали сенаторы – лидеры как республиканского большинства, так и демократов. Дело в том, что проект антииранских санкций уже прошел процедурное голосование, так что сенаторам не придется вносить новый законопроект. Хотя очевидно, что санкции против Ирана и против России между собой никак не связаны.
Главное новшество, за которое ратуют сенаторы: запрет Белому дому снимать санкции без разрешения Конгресса.
Сенаторы хотят ввести ограничения для Трампа и «нефтянки»
В предложениях сенаторов выделяются три блока. Первый – уже упомянутый запрет на снятие санкций без согласования с конгрессменами.
Второй – предложение придать существующим санкциям статус закона. Таким образом, сенаторы хотят упростить проведение санкций, кодификации которых противится администрация Дональда Трампа.
В-третьих, предлагается введение новых санкций. «Главная санкция – ограничение на инвестиции в нефтяной сектор; речь, насколько я знаю, идет о планке в 1 млн долларов. Цель – недопущение крупных сделок между американскими и российскими нефтяными компаниями», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД эксперт-американист Борис Межуев.
Видимо, полагает эксперт, сказывается недоверие к экс-главе совета директоров ExxonMobil, а ныне госсекретарю Рексу Тиллерсону. В Капитолии не уверены, что глава Госдепа будет действовать, исходя из приоритетов Конгресса и безопасности США, а не из приоритетов собственной экономической отрасли. «Более того, речь идет о недоверии к связке Тиллерсон – Трамп», – добавил Межуев.
#{image=1117119}Кроме того, законопроект предполагает поддержку «гражданских институтов», «независимых СМИ» и неправительственных организаций в Европе, в том числе для борьбы с российским влиянием.
Успеть до встречи с Путиным
Спешка, с которой сенаторы продвигают законопроект, может объясняться стремлением упредить встречу Дональда Трампа с Владимиром Путиным – «сковав» президента США законодательными ограничениями, полагает политолог-американист, профессор НИУ ВШЭ Александр Домрин.
«Прохождение законопроекта все-таки достаточно долгий процесс, – отметил собеседник, добавив: Даже если законопроект еще не будет принят в Конгрессе, но он уже будет в стадии прохождения голосования, это уже само по себе усложнит возможные отношения между Россией и Соединенными Штатами и встречу Трампа с Путиным».
«Именно сейчас этот законопроект выносится, чтобы осложнить позицию Трампа и возможность нормализации отношений между нашими странами в ходе этих переговоров», – считает эксперт. «Именно эту «свинью» и подкладывают ему конгрессмены» перед встречей с российским президентом, отметил он.
Это те меры, которые помешают Трампу вести курс на размораживание отношений с Россией, констатирует, в свою очередь, Борис Межуев. По его мнению, конгрессмены продемонстрировали Москве: наивно думать, что возможна разрядка сейчас, когда в Конгрессе доминируют республиканцы – формально «партия Трампа». Республиканская партия «в массе своей настолько антироссийски настроена», что даже лоббистские группы в этой партии (которых в том числе представляет Тиллерсон) вряд ли могут повлиять на позицию группы «ястребов».
Вето Трампа ожидать не следует
«Очевидно, что в ситуации этого нелепого «расследования» (которое ведут Сенат и спецпредставитель минюста США Роберт Мюллер), когда Трамп абсолютно зависим от Конгресса, и его положение держится на лояльности республиканцев-конгрессменов, для него немыслимо поступать вопреки воле Конгресса», – полагает Межуев.
Поэтому, предполагает Межуев, вето со стороны Белого дома ожидать не следует. «Не думаю, что Трамп выскажет одобрение, но право вето он использовать не будет, тем более что это сейчас безнадежно, – отметил политолог. – Очень небольшое число конгрессменов от обеих партий занимает сейчас реалистические позиции по вопросу о России».
Трампу меньше всего надо сейчас подставляться, чтобы продолжать «дразнить гусей» и давать повод строить новые предположения, что он «русская марионетка», отмечает, в свою очередь, Александр Домрин. Поэтому президент США подпишет законопроект, когда он пройдет все стадии.
Домрин также подчеркнул, что вето в данном случае может и не помочь: «В принципе вето президента можно обойти». Он отметил, что в США, как и в России, существует механизм, с помощью которого можно обойти вето. Для этого обе палаты парламента должны провести голосование по нему, в ходе которого противники вето получат абсолютное большинство. «От президента не все зависит», – отметил политолог.
В то же время Домрин указал: «Есть еще такая уловка в Соединенных Штатах, когда президент может просто отказаться подписывать этот закон. То есть не накладывать вето, которое может быть преодолено, а просто отказаться подписывать, сославшись на то, что этот закон, с его точки зрения, антиконституционный. Такие прецеденты тоже были. В таком случае он просто повисает – он не принят и не отвергнут».