Утро 16 мая принесло новость о новом сервисе, который запускает «Яндекс» – компания начала тестировать агрегатор каршерингов.
Главными пострадавшими от введенных Киевом санкций против российского интернет-бизнеса, безусловно, станут миллионы рядовых украинцев
Однако привычная приятно-будничная новость о деятельности российского интернет-гиганта оказалась перекрыта куда более громкой информацией.
«Яндекс» оказался в числе других крупнейших российских интернет-компаний, против которых указом президента Украины введены санкции. Киевские власти на три года вводят блокировку доступа к социальным сетям «ВКонтакте» и «Одноклассники», всем сервисам «Яндекса». Соцсети будут заблокированы в рамках ограничений, наложенных на Mail.ru Group. Также под санкции попали «Лаборатория Касперского» и DrWeb.
Все перечисленные интернет-ресурсы стабильно входят в десятку популярнейших сайтов на Украине. В июле 2016 года в ТОП-20 сайтов Украины на втором месте находился «ВКонтакте», на четвертом – Mail.ru, на пятом – «Яндекс», на десятом – «Одноклассники».
В последние годы популярность этих ресурсов на Украине неуклонно сокращается, но тем не менее украинская аудитория оставалась «лакомым кусочком» для российских интернет-компаний. Общая интернет-аудитория Украины составляет 20,2 миллиона человек. Разумеется, это в разы меньше российских показателей, где интернет-аудитория достигает 87 миллионов человек, но после России именно Украина является самым большим и привлекательным рынком для российских интернет-компаний. Его потеря станет для них не смертельным, но, безусловно, неприятным ударом.
В свою очередь советник президента России по интернету Герман Клименко заявил, что санкции против российских социальных сетей вряд ли отразятся на их финансовом благополучии, поскольку в российском интернете общая масса украинцев – 12,5%, а доход от них не превышает 3%.
В то же время невозможно игнорировать иронию судьбы относительно некоторых попавших под санкции компаний. Фактически повторилась недавняя история с российскими банками на Украине.
В силу политических событий и специфики российско-украинских отношений последних трех лет бизнес, ведущий дела в обеих странах, оказался вынужден либо политически «лавировать», либо четко определяться со своей позицией по самым острым вопросам двухсторонних отношений (Крым, Донбасс и т. д.).
При этом украинские структуры компаний зачастую тяготели ко второму варианту, твердо поддерживая позицию Киева. Наиболее скандальным стал случай, когда глава «Яндекс.Украина» Сергей Петренко открыто поддержал сожжение людей в одесском Доме профсоюзов 2 мая. В результате он покинул компанию, но антироссийская позиция, осуждение «российской аннексии Крыма» и поддержка АТО в Донбассе со стороны украинского «Яндекса» не были секретом.
Фактически повторилась история с украинским «Альфа-банком», который недавно выпустил жалостливое заявление, что банк является воплощением украинского патриотизма, его основной совладелец Михаил Фридман – гражданин Израиля и живет в Лондоне, а банку не дают работать погромами украинские радикалы.
Теперь украинскому «Яндексу» и его сотрудникам предстоит расплатиться (потерей рабочих мест, денег и бизнеса) за свою поддержку киевских властей и радикалов-националистов, которые таким образом «отблагодарили» компанию.
Главными же пострадавшими от введенных Киевом санкций против российского интернет-бизнеса, безусловно, станут миллионы рядовых украинцев. Потеря привычных почтовых ящиков и аккаунтов в социальных сетях и, как следствие, налаженных контактов (дружеских, родственных, деловых) создаст массу неудобств для людей.
Однако далеко не факт, что последствия данного решения в итоге понравятся официальному Киеву.
Киевские власти уже давно не пользуются тем уровнем поддержки, что у них был в 2014 году. В украинском обществе нарастает усталость и разочарование из-за ухудшающейся социально-экономической ситуации. Недавнее празднование 9 Мая продемонстрировало, что в стране по-прежнему хватает людей, не принимающих идеологические установки нынешних властей.
В этой ситуации лишение людей еще одной привычной и, как следствие, комфортной среды грозит обернуться новым ростом недовольства в адрес властей.
С другой стороны, возможно, официальный Киев трезво оценивает риски, и главным для него является отрезание украинского общества – любыми методами и средствами – от альтернативных источников информации, от любого влияния России. Не случайно помимо интернет-ресурсов под санкции попала очередная порция российских СМИ.
Однако насколько Киеву это удастся в условиях современного интернета – вопрос остается открытым.