В Венгрии уже больше недели идут протесты. Они связаны с принятием правительством страны законодательного акта, который может привести к закрытию Центрально-Европейского университета (ЦЕУ), основанного американским миллиардером Джорджем Соросом. Как ни странно, в последние дни эти выступления против правительства Виктора Орбана вдруг приобрели антироссийский характер.
Связи с Россией стали активно использоваться в западных странах в качестве инструмента борьбы с неугодными политическими деятелями. Яркие примеры – Дональд Трамп и Марин Ле Пен
Сначала в субботу 22 апреля в Будапеште прошел саркастический «марш мира за правительство, за Россию и против всего остального». Демонстранты несли плакаты с надписями «Долой правозащитные организации», «Никаких выборов больше», «Мы не позволим финансируемым Соросом провокаторам сорвать марш мира», «Российские танки в Венгрию» и другими подобными «шуточными» требованиями, в том числе ввести российский рубль в качестве официальной валюты Венгрии.
Затем в понедельник 24 апреля в нескольких кварталах от российского посольства состоялись акции против Виктора Орбана и заодно опять против растущего влияния России. В них приняли участие около 2 тыс. человек. Демонстранты выкрикивали «Европа! Европа!», а также «Остановим Москву!».
Цикл протестных выступлений начался из-за подписания правительством и президентом Венгрии так называемого акта о высшем образовании. Данный документ ужесточил правила функционирования в Венгрии зарубежных университетов, а также обязал регламентировать их деятельность двусторонними соглашениями страны их происхождения с венгерскими властями. Внутренняя оппозиция, иностранные СМИ и американские дипломаты сразу посчитали, что акт направлен на то, чтобы добиться закрытия ЦЕУ, и является частью войны Орбана с соросовскими организациями. Его принятие как раз совпало с нападками на университет в венгерских СМИ, а также планируемым закрытием в стране аффилированных с Соросом НКО.
В действиях Виктора Орбана (который, кстати, сам был стипендиатом соросовского фонда) нет никакой сенсации. Он давно борется с Джорджем Соросом (являющимся выходцем из Венгрии) и американскими НКО, называя их «иностранными агентами, финансируемыми на иностранные деньги». Он обвиняет их во вмешательстве во внутренние дела Венгрии и попытках повлиять на общественное мнение. В общем и целом это проблема Орбана, венгерских граждан и американских НПО. Казалось бы, при чем тут Россия? Откуда вдруг взялись антироссийские протесты, когда Москва вообще никакого отношения не имеет ко всем этим событиям и даже комментариев по указанному поводу не давала?
Венгерские активисты и, по всей видимости, представители американских НКО быстро провели аналогию между действиями правительства Венгрии и признанием в 2015 году генпрокуратурой РФ фондов Сороса нежелательными организациями в России (это, кстати, не мешает ряду иностранных НКО продолжать работать в РФ до сих пор) после выявления ряда примеров их сомнительной деятельности в нашей стране. Вот и первый повод приплести Москву: именно у нее Орбан научился «авторитарным» и «недемократичным» замашкам по травле соросовских организаций.
Есть и другой момент. Центрально-Европейский университет в Будапеште практически с самого момента своего открытия активно занимается в том числе привлечением профессоров и студентов из России. Это позволило увидеть в действии венгерских властей «руку Москвы», не оставляющую попыток добраться до соросовских организаций не только на своей территории, но и в Европе.
Но и это еще не все. Виктор Орбан является представителем евроскептических сил, последние годы активно набирающих популярность в ЕС. Он не раз демонстрировал непослушание и высказывал критику в отношении Брюсселя. Осенью 2016 года венгерский премьер провел общенациональный референдум о том, стоит ли Будапешту выполнять решения Евросоюза о квотах на беженцев. Кроме того, Орбан неоднократно выступал за отказ от антироссийских санкций, а также за укрепление отношений с РФ. За это его уже обвиняли в пророссийских взглядах. После «антисоросовского» закона эти обвинения, естественно, стали усиливаться, что и решили использовать в своих целях протестующие.
Однако на самом деле никаким пророссийским Орбан не является. Он и сам выражал опасения растущим влиянием Москвы на Балканах. Ему же принадлежат высказывания о том, что он рад, что у Венгрии нет общей границы с Россией. «Это политический прагматик с авторитарными склонностями. Политик, который понимает, что устоявшиеся с Россией экономические связи ломать не нужно, потому что это вопрос выгоды», – подчеркнул газете ВЗГЛЯД ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН Александр Стыкалин.
Кроме того, не стоит забывать, что Венгрия с давних пор отличается сильными антироссийскими настроениями, которые в последнее время лишь начали немного ослабляться.
«Это попытка развернуть акции именно в направлении внешней, геополитической составляющей, – заявил газете ВЗГЛЯД президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. – Протесты шли давно. При этом с самого начала Орбана пытались связать именно с Москвой. Это попытка в Восточной Европе поднять соответствующую волну на фоне избирательной кампании во Франции, Великобритании, Германии, а также сделать борьбу с евроскептиками борьбой с Российской Федерацией, политизировать этот процесс».
Ситуация в Венгрии – очередной пример западной тактики по пресечению на корню любых пророссийских настроений. Как только политэлиты или значительная часть населения какой-либо страны начинают демонстрировать положительное отношение к России, там сразу же возникают антироссийские протесты, слышатся заявления о растущем влиянии Москвы, ее вмешательстве во внутренние дела данного государства. А Запад начинает призывать такую страну не отказываться от «демократичного» проевропейского/прозападного курса.
«Эти попытки обвинить Россию идут оттуда же, откуда и высказывания о том, что российские хакеры фальсифицировали американские выборы», – заявил газете ВЗГЛЯД член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов, доцент кафедры политической теории МГИМО (У) МИД России Кирилл Коктыш. «Это попытка подогнать политическую причину и загнать одну политическую метафору в другую, обвинить Орбана, что он закрывает институт Сороса, потому что якобы он пророссийский», – добавил эксперт.
Действительно, в последнее время российское досье стало активно использоваться в западных странах в качестве инструмента борьбы с неугодными политическими деятелями. Яркий пример – президент США Дональд Трамп, который уже четвертый месяц отбивается от обвинений в «связях с Россией». Аналогичным клеймом успели наградить во Франции Марин Ле Пен, против которой политики и СМИ стран Запада активно призывают голосовать французский электорат. Вот поэтому теперь и на премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, уже изрядно потрепавшего нервы Евросоюзу и США, повесили ярлык пророссийского политика.
В то же время эксперты считают, что подобные попытки давления на Орбана вряд ли увенчаются успехом. «Большинство населения Орбана поддерживает. Плюс ко всему момент заключается в том, что евроцентристские проекты немного разваливаются в последнее время на фоне ситуации с «Брекзитом». Электоральной массы недостаточно, чтобы выводить ее на улицы», – отметил Дмитрий Абзалов. «Это свидетельствует об истощении запала демонстрации и отсутствии привлекательных аргументов. Они хватают из информационной повестки дня то, что можно ухватить», – считает Кирилл Коктыш.