Во вторник агентство Reuters сообщило о том, что Россия разместила 22 военных специалиста и некоторое число беспилотных летательных аппаратов на авиабазе в относительной близости от границы с Ливией. Источник в Вашингтоне заявил, что возможно были замечены «российские войска и беспилотники» на базе Сиди-Баррани, находящейся на средиземноморском побережье, примерно в 100 километрах от ливийско-египетской границы.
Особенно часто такие «видения» посещают анонимов на Украине и в Прибалтике
Собеседники Reuters утверждали, что ранее, в начале февраля, российские военные находились на базе Мерса-Матрух, расположенной также на побережье, но восточнее. Агентство признает, что не смогло самостоятельно подтвердить присутствие российских военных, БПЛА или военных самолетов в Египте. При этом Reuters делает предположение, что таким образом Москва «может оказывать поддержку командующему ливийской армией Халифе Хафтару».
В Минобороны опровергли сообщения о присутствии российских спецназовцев в Египте. «Подобными вбросами от анонимных источников отдельные западные СМИ будоражат общественность уже не первый год. Особенно часто такие «видения» посещают анонимов на Украине и в Прибалтике», – заявил официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков. О том, что «на египетской земле нет солдат из других стран», ранее заявил и официальный представитель армии Египта Тамер аль-Рифаи.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, в свою очередь, заявил следующее: «Безусловно, какое-то излишнее вмешательство России в ливийские дела вряд ли возможно и вряд ли целесообразно. Но, тем не менее, это не означает, что Россия не контактирует с теми сторонами, с которыми считает нужным».
«Комплекс мероприятий по вооруженной защите»
Отметим, что сообщения о некоей военной помощи россиян армии Халифы Хафтара появились не вчера.
Так, на минувшей неделе западные СМИ сообщали: несколько десятков бойцов некоей российской частной военной компании до февраля действовали на территории, подконтрольной Хафтару и его Ливийской национальной армии.
Во вторник фирма РСБ-Групп (именно она упоминалась в этих сообщениях как «частная военная компания») разъяснила, что действительно вела разминирование важного предприятия в Ливии, но контракт был заключен по гражданской линии, а сама фирма не является ЧВК. В РСБ-Групп «осуществляют комплекс мероприятий по вооруженной защите и охране», но не «занимаются наемничеством, не принимают участия в боевых действиях», подчеркнули в фирме.
Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, западные СМИ настаивают: Россия склоняется к поддержке Хафтара, который контролирует месторождения в Киренаике – регионе на востоке Ливии, особенно богатом нефтью. Сам Хафтар посетил Москву в конце ноября прошлого года и тогда заявил, что его армия не намерена просить у России поставок вооружений. Однако, добавил военачальник, его войскам может понадобиться помощь специалистов из России, если будет отменено оружейное эмбарго.
На прошлой неделе глава африканского командования США генерал Томас Уолдхаузер на слушаниях в сенате заявил, что в Пентагоне весьма обеспокоены контактами ливийских политиков и военных с Россией. Причем речь идет о нескольких сторонах нынешнего конфликта в Ливии, длящегося с 2014 года. Ранее отмечалось, что Москва контактирует как с фельдмаршалом Хафтаром (поддерживающим правительство, находящееся в городе Тобрук), так и с главой контролирующего Триполи Правительства национального согласия (ПНС) Фаизом ас-Сарраджем. Напомним, что не только Хафтар, но и Саррадж посещал Москву.
При этом, по данным The Wall Street Journal, Россия и США обсуждали возможность совместной поддержки Халифы Хафтара еще в конце февраля. В частности, российские официальные лица контактировали с чиновниками Совета национальной безопасности при Белом доме. Москва убеждена, что Хафтар может эффективно бороться с террористами, и намерена убедить администрацию Дональда Трампа выступить в его поддержку.
Контакты Москвы с представителями Хафтара отнюдь не держатся в секрете. Так, накануне спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД Михаил Богданов встретился с представителем фельдмаршала – послом Ливии в Саудовской Аравии Абдельбасетом Бадри.
Сильный человек с хромающей разведкой
#{interviewpolit}«Подтверждать готовящуюся боевую операцию, когда она еще не началась, чревато. Поэтому, естественно, наши будут опровергать», – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт по Ближнему Востоку Российского совета по международным делам (РСМД) Сергей Балмасов. Он напомнил, что визиты Хафтара в Москву, а также заявления высокопоставленных американских чиновников, тревожащихся по поводу развития отношений Хафтара с Россией, не могут оставаться без внимания.
«Наша цель и задача здесь, в отличие от Сирии, – вернуть те средства, которые были вложены, и получить дополнительные. Ливии есть чем платить. Другое дело, кому все это достанется. Мы поставили на Хафтара», – отметил собеседник. Он напомнил, что в конце декабря прошлого года в Bloomberg якобы вышло интервью замминистра иностранных дел России Геннадия Гатилова, где он якобы заявил: правительство Фаиза Сарраджа, которое сидит в Триполи, мало кого контролирует и, дескать, поэтому нас мало интересует.
А Хафтар после встреч с российской стороной стал заявлять, что ему хватит нескольких недель, чтобы снести правительство Сарраджа. За спиной этого правительства «стоят Алжир, помогают Турция, Катар, Италия и многие европейские страны», – напомнил эксперт.
У Хафтара, в свою очередь, «несмотря на то, что он один из самых сильных людей в регионе (Ливии), не хватает штыков, у него много техники, но хромает разведка», подчеркнул собеседник. По его словам, этим и объясняется, что в начале марта заведомо менее сильные бенгазийские бригады выбили бойцов Хафтара из портов Рас-Лануфа и Эс-Сидра – части войск Хафтара были переброшены на юг, и он вовремя не узнал, что готовятся удары. Наличие беспилотников, более серьезных «глаз и ушей», поможет избежать ему таких ошибок, отметил Балмасов.
«ЕС будет не в восторге»
Что касается возможного нашего участия, помимо поставок чего-либо, иностранные источники сообщали о прибытии российских ЧВК и спецназа, указал Балмасов. «Однако здесь мы можем наткнуться на очень серьезное сопротивление со стороны мирового сообщества», – подчеркнул эксперт и напомнил, что в Сирии «мы уже многим наступили на причинное место». И Алжир, и Турция, и Катар, и многие европейские страны будут поддерживать пока Сарраджа, в том числе и в пику нам. «Хафтар с точки зрения мирового сообщества – мятежник, а правительство Сарраджа уже признано очень многими», – подчеркнул собеседник.
Противники пытаются показать, что Хафтар является «марионеткой восточных монархий и России
Нам здесь готов содействовать пока Египет, отметил он. «Но Евросоюз, мягко говоря, будет не в восторге от нашей военной активности по обе стороны Суэцкого канала», – подчеркнул эксперт, добавив, что если мы закрепимся в Ливии, мы еще больше рискуем навлечь на себя уже более серьезную негативную реакцию Запада.
Так что «как бы наше желание получить окупаемые военные контракты от Хафтара, возобновить контракт РЖД на 2,2 млрд долларов (строительство железной дороги Сирт – Бенгази – прим. ВЗГЛЯД) не обернулось нам боком», подчеркнул собеседник. Он напомнил, что «склеить» государства, которые разрушаются исторически, можно на некоторое время, «но не факт, что это на длительное время и что овчинка будет стоить выделки», резюмировал эксперт.
«Он потерял практически все нефтеналивные порты»
«В нынешней ситуации у Хафтара очень сложное положение. Он потерял практически все нефтеналивные порты, которые были взяты», – заявил газете ВЗГЛЯД начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов.
На этом фоне начинают появляться сообщения о том, что Россия готова оказать Хафтару военную помощь, заметил собеседник. Об этом говорят его оппоненты в Ливии. По мнению Семенова, противники Хафтара стремятся его дискредитировать. И это не только правительство Сарраджа, но и «Бригады обороны Бенгази», а также другие группировки, связанные с верховным муфтием Садеком аль-Гарьяни.
Они пытаются показать, что Хафтар является «марионеткой восточных монархий и России». Он напомнил, что Хафтару помогают Саудовская Аравия, ОАЭ. Вполне реально, что «в свете контактов, которые сложились между Москвой и Хафтаром, его выгодно представить человеком Москвы и даже марионеткой», подчеркнул эксперт. Он напомнил, что и сам Хафтар подобными дискредитациями против оппонентов не гнушался.
Теоретически, появление российских войск в Египте возможно без какой-либо связи с Ливией, так как уже проводились российско-египетские маневры. «Но это было бы более широко объявлено, Россия бы не скрывала это в таком случае», – отметил собеседник.
Что касается реальной возможности помощи российских военнослужащих Хафтару, это могут быть разве что частные военные компании, указал собеседник. «Российских военных там не спрячешь. Об этом бы, скорее всего, объявили», – заметил Семенов. При этом он предупредил, что подобное участие России «может иметь слишком большие негативные последствия», поскольку Хафтар – мятежный генерал, который выступил против законного правительства, признанного ООН.
«Так что Россия открыто не пойдет на его поддержку. Это будет означать разрыв с правительством Триполи. Поэтому я все-таки не верю, что Россия могла вмешаться. Скорее всего, это информационная война», – подчеркнул эксперт.