Иран раскрыл детали соглашения, благодаря которому Россия теперь пользуется авиабазой Шахид Ноже в Хамадане в качестве аэродрома подскока для нанесения ударов по террористическим группировкам на территории Сирии.
Вариантов может быть несколько. Речь не сводится к тому, что Иран только предоставляет свою территорию для размещения российских военных баз
По словам министра обороны Ирана Хосейна Дехгана, прием самолетов осуществляется по просьбе и запросу Дамаска «в рамках взаимного сотрудничества и борьбы с террористами».
«Очевидно, что они (российские самолеты) прилетают в Иран не для развлечений. Прилетают для того, когда необходимо дозаправиться или вооружиться», – сообщил министр.
Чиновник подчеркнул, что российские самолеты будут использовать базу в Хамадане столько, сколько потребуется, отвечая на вопрос о том, как долго российские самолеты будут пользоваться авиабазой в Иране. Но уже сейчас террористы находятся «на последнем издыхании», заметил он.
Хосейн Дехган не исключил, что в будущем Иран может рассмотреть вопрос о предоставлении России и других баз для борьбы с террористами, но в данный момент «таких планов нет». «Если же того потребуют какие-то условия, мы рассмотрим этот вопрос», – заявил Дехган.
Напомним, в начале недели Минобороны России опубликовало видео авиаудара бомбардировщиков Ту-22М3 и Су-34 по позициям боевиков «Исламского государства*» и «Джебхат ан-Нусры*» (обе группировки запрещены в РФ) в сирийских провинциях Алеппо, Дейр-эз-Зор и Идлиб.
Изначально Иран не стал раскрывать подробности операции, подтвердив лишь предоставление России своей инфраструктуры. Наблюдатели предполагали, что это стало возможным благодаря работе совместного центра для координации действий против ИГ (был создан в сентябре прошлого года Россией, Ираном, Сирией и Ираком).
В Совете Федерации выразили готовность ратифицировать соглашение о размещении авиагруппы российских Вооруженных сил на иранской авиабазе в Хамадане по образцу аналогичного соглашения с Сирией.
Авиабаза под Хамаданом ранее использовалась российской авиацией, задействованной в операции на территории Сирии. Однако там осуществлялись только промежуточные посадки самолетов, удары с нее не наносились.
На действия России обратили внимание США, которые усомнились в законности использования базы с точки зрения резолюции Совета Безопасности ООН, запрещающей продажи или поставки Ирану боевых самолетов без одобрения Совбеза. В российском МИДе попытки «притянуть за уши» резолюцию СБ ООН назвали абсолютно беспочвенными, так как «формулировки соответствующего пункта, касающиеся поставок вооружений Тегерану, никакого отношения к ситуации с российскими самолетами в Иране не имеют».
Тем не менее госсекретарь США Джон Керри в разговоре с главой МИД России Сергеем Лавровым выразил опасения Вашингтона по поводу использования Россией этой военной базы.
Произошедшее спровоцировало разногласия и в самой исламской республике. Депутат Хишматулла Фалахатпише назвал появление российских военных в стране нарушением конституции. Но спикер парламента Али Лариджани заявил, что Тегеран не передавал российским военным ни одной военной базы и речь идет о сотрудничестве с Москвой по Сирии.
По мнению наблюдателей, Иран и Россия задают правила игры и показывают тем же американцам, что их действия на территории Сирии принимаются с решения Дамаска.
«В данном случае определенно подчеркивается, что не просто спросили мнение Сирии, а по просьбе сирийского правительства Иран согласился на такое сотрудничество с Россией. Четко показывается, что любое действие Ирана или России в Сирии производится не самостоятельно, а прежде всего по просьбе сирийского правительства», – заметил в интервью газете ВЗГЛЯД эксперт Ассоциации военных политологов, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Александр Перенджиев.
Таким образом, уверен эксперт, возникает вопрос, на каких основаниях члены западной коалиции ведут действия в Сирии – по просьбе Дамаска или сами по себе?
Что касается возможности предоставления Ираном других своих баз для выполнения Россией антитеррористических операций, то Перенджиев считает такой сценарий вполне реальным. Кроме этого возможны и другие варианты взаимодействия. Например, в будущем в Сирии по просьбе руководства страны может быть создана совместная российско-иранская база.
«Возможно создание совместных подразделений военно-морских сил на Каспии. Речь может пойти и о совместной эксплуатации и использовании военно-морской базы России на Средиземном море в Тартусе (сейчас этот объект находится в статусе пункта материально-технического обеспечения ВМФ России). То есть вариантов может быть несколько. Речь не сводится к тому, что Иран только предоставляет свою территорию для размещения российских военных баз. Система сотрудничества может быть намного разнообразнее и шире», – прогнозирует эксперт.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ