Политика

11 августа 2016, 18:35

Борцы с "российской пропагандой" призывают к оправданию союзников Гитлера

Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

Нашумевший список из двенадцати предложений «по борьбе с российской пропагандой», подготовленный европейскими аналитиками, крайне трудно анализировать с точки зрения здравого смысла. Больше всего он напоминает сатирическую пародию, в которой действительно грозным оружием Москвы названы гламур и котики.

Накануне на латвийском ресурсе Delfi был опубликован вольный перевод основных положений доклада «Побеждая в информационной войне», подготовленного Центром анализа европейской политики (CEPA) и Legatum Institute. Авторы документа – эксперт по Восточной Европе, вице-президент CEPA Эдвард Лукас и известный журналист и писатель Питер Померанцев. По их мнению, принципиальное отличие современной российской пропаганды от советской в том, что российская не пытается выиграть войну за умы и души европейцев и навязать им собственные ценности. Не только советская, но и американская пропагандистские машины во время холодной войны действовали совсем иначе.

Российская пропаганда выигрывает за счет гламурной картинки – привлекая зрителя условными «котиками», она между делом «продает» и свою картину мира

«Современная Россия не предлагает свои ценности, но ведет атаку на демократию и европейские ценности и страны у своих границ, внушая всем, кто готов слышать: идеи о единой Европе – бред; беженцы уничтожат европейскую цивилизацию; местные правительства являются не чем иным, как американскими марионетками и заботятся лишь о том, чтобы выслужиться перед «вашингтонским обкомом» и попутно набить свои карманы; на постсоветском пространстве вообще нет нормальных государств; все везде плохо и разваливается», – утверждают авторы исследования.

Получается классическая дилемма «шпиона и разведчика»: когда Россия критически оценивает ситуацию в Европе – это пропаганда, а когда европейские СМИ ставят Россию в один ряд с ИГ или Северной Кореей – это, по их мнению, информация.

Между тем 12 предложений по борьбе с российской пропагандой, выдвинутых в исследовании, чем-то напоминают реалии холодной войны, а в чем-то являются признанием бессилия европейцев перед альтернативной точкой зрения – как некогда оказался бессилен Советский Союз.

Скажем, первое предложение – это «борьба с откровенной пропагандой при помощи государственных регуляторов, которые должны силой насаждать качественную журналистику». Так и представляется государственный гауляйтер с электрокнутом в каждой редакции, который будет наказывать тех, кто выдает недостаточно качественный, по его мнению, информационный продукт.

Второе предложение – наладить более серьезную связь между государственными институтами и СМИ, чтобы чиновники «могли делиться с прессой какой-то оперативной или просто чувствительной информацией, помогающей развенчивать российскую пропаганду». Это из разряда прожектов – в любой стране мира информацию из чиновников приходится вытягивать, добровольно они что-то сообщают крайне редко. И как называется исходящая от госорганов информация? Правильно, пропаганда.

Третье – создать аналоги Transparency International и Global Witness для борьбы с пропагандой. Одной из задач, которую бы решала такая организация, было бы создание системы верификации «хороших СМИ». Помечать при этом «плохие СМИ» желтой звездой не предлагается, но лиха беда начало.

Если кому-то кажется, что предположение про «желтую звезду» чересчур смелое и отдает законом Годвина, он спешит с выводами. Потому что четвертый пункт называется «Рабочая группа для работы с исторической травмой». В этом пункте говорится, что «российская пропагандистская машина без устали прославляет роль СССР во Второй мировой войне, называя всех противников «фашистами» и не обращая внимания на то, что многие из тех, кто воевал на стороне Германии, верили в то, что воюют за свободу для своего народа». Однако «мощная рабочая группа, состоящая из психологов, историков, социологов и экспертов в области медиа могла бы поработать над тем, как донести контраргументы многих европейских народов до той же аудитории, что восприимчива к российской пропаганде на тему Второй мировой».

То есть авторы прямо предлагают обелять гитлеровских союзников и бороться с якобы имеющей место «исторической травмой» их наследников. Отметим, что подавляющее большинство сотрудничавших с Гитлером стран успешно преодолели эту травму, осудив этот период истории и политических деятелей, которые привели свои страны в эту позорную компанию. Не осудили только четыре постсоветских страны – прибалтийские республики и Украина, где чествуют ветеранов СС и других коллаборационистов. Именно их «историческую травму» предлагается преодолевать совместными усилиями европейских психологов и социологов.

После такого четвертого пункта вполне естественным выглядит и пятый, где Россию в очередной раз сравнивают с ИГ и предлагают использовать против «тех, кто на 100% поддался российской пропаганде» технологии, разработанные британским Институтом стратегического диалога для борьбы с агрессивными исламистами. Детали не уточняются.

Следующая идея – предложение к СМИ «переизобрести» самим себя и стать более ориентированными на повседневные нужды зрителей, слушателей или читателей. Так, по мнению авторов, можно «завоевать доверие, кредит которого будет распространяться не только на повседневные нужды, но и прочие области». После профашистских заносов в предыдущих трех пунктах этот выглядит свежо и даже здраво. Авторы совершенно правы в том, что европейцы не особенно доверяют собственным СМИ, пичкающим их страшилками про «агрессивную Россию», в то время как в реальности их страны сталкиваются с совершенно другими угрозами. Некоторые из этих угроз убивают, как исламистские террористы. Некоторые просто неприятны, как осознание того, что лидер твоей страны не является самостоятельной политической фигурой. Поэтому «переизобрести» СМИ, сделать их честными и действительно отражающими интересы граждан было бы действительно хорошим средством борьбы с любой пропагандой. Но проблема в том, что пропагандировать атлантические ценности в подобных СМИ тоже будет нельзя.

Седьмое предложение – создать хартию блогеров, что, по мнению авторов, позволит «объединить усилия» и следовать неким «этическими и профессиональным нормам». То есть налицо все то же желание выдавать аусвайсы своим и желтые звезды «отбракованным».

Перечислив защитные меры, авторы переходят к наступательным. Восьмой пункт – «Фабрика контента на русском языке», тут особенно прекрасны формулировки: «Российская пропаганда выигрывает за счет гламурной картинки – привлекая зрителя условными «котиками», она между делом «продает» и свою картину мира. По мнению авторов исследования, западный мир должен делать то же самое, организовав мощную всеевропейскую фабрику контента на русском языке, причем контента «качественного настолько, чтобы конкурировать с российскими продуктами». Гордость берет за российских котиков, раз для борьбы с ними требуется создавать всеевропейскую фабрику.

Девятый и десятый пункты развивают восьмой – это создание «Русского информационного агентства вне России» и «Эстонский канал ETV+ как ролевая модель» для «переизобретенного СМИ». Показательно, что ветераны пропагандистского фронта, такие как «Радио Свобода*», BBC или «Немецкая волна», даже не упоминаются.

Одиннадцатый пункт – это «популяризация медиаграмотности». В качестве учебного пособия для «медиаграмотных» приводится ранее опубликованная на том же Delfi шпаргалка по выявлению «российского интернет-тролля на зарплате». Одним из главных признаков тролля там назван «слишком длинный, более четырех строчек» комментарий. Еще один прекрасный совет, как опознать тролля – «другие пользователи говорят, что это троллинг», а лучший способ борьбы – «написать комментарий, указав на то, что этот пользователь явно является российским проплаченным троллем – чтобы другие, менее опытные, пользователи поняли это». То есть другие пользователи сказали вам, а вы сказали менее опытным – и все, тролль посрамлен и печально уходит под мост. Вот и вся грамотность.

Наконец, последний пункт – «Бойкот СМИ, занимающихся пропагандой». Западному бизнесу предлагается не размещать рекламу в СМИ, которые кто-то объявил пропагандой. Начав с навешивание ярлыков, этим же и закончили.

Показательно, что в оригинальном исследовании содержится 13 пунктов, почему-то переводчики из Delfi выбросили самый первый и, наверное, самый важный. Сложно сказать, чем они руководствовались, возможно, суеверием по отношению к числу 13. Но нам скрывать нечего: Лукас и Померанцев первым делом предлагают заняться «системным анализом»: «Кто смотрит RT? Зачем? Как послание Кремля в Германии отличается от линии, проводимой в Швеции или Польше?» А те читатели Delfi, кто не знает английского, будут и дальше вычислять троллей по длине комментариев и на всякий случай шарахаться от котиков.

По закону жанра весь этот список требует обобщенного аналитического комментария. На практике же незачем комментировать предложения людей, которые, иронизируя над борьбой с оправданием фашизма как над чьим-то мороком, на полном серьезе предлагают обелять союзников Гитлера и определять тролля по длине комментария, как недочеловека по длине носа. Достаточно уже того, что западные специалисты считают «российскую пропаганду» эффективной, опасной и в то же время гламурной. Советской пропаганде подобная оценка даже не снилась.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Текст: Антон Крылов

Вам может быть интересно

Силы ПВО сбили две ракеты и 27 дронов над Курской областью
Темы дня

Мемуары Меркель станут неприятным сюрпризом для Зеленского

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Зеленский сделал из нее «козла отпущения» из-за саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году. Своим взглядом на украинский кризис и разногласия России с НАТО Меркель делится в мемуарах «Свобода». По мнению экспертов, всю правду Меркель в книге не расскажет, но главное ее высказывание касается российского «Северного потока».

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Песков объяснил, почему ранее не было известно о разработке «Орешника»

Немецкий политолог назвал главную фразу из мемуаров Меркель, касающуюся России

Эксперт: После испытания Россией «Орешника» Зеленский не контролирует свои слова

Новости

Стало известно об отставке командующего группировкой войск «Юг»

Генерал-полковник Геннадий Анашкин снят с должности командующего группировкой войск «Юг», сообщают СМИ.

Посол Ирана потребовал наказать полицейских Казани за задержание студентов

Посол Ирана в Москве Казем Джалали выразил недовольство задержанием иранских студентов после драки в Казани и настаивает на наказании виновных полицейских, следует из сообщения дипломата в соцсети.

Шарий заявил об отъезде сотрудников посольств США и Британии из Киева

Сотрудники американского, британского, французского и немецкого посольств выехали за пределы Украины, сообщил украинский блогер Анатолий Шарий.

Залужный допустил прорыв фронта после 2027 года

Украинский посол в Лондоне и бывший главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный заявил о возможном прорыве фронта в украинском конфликте после 2027 года.

Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы

Российская баллистическая ракета «Орешник» способна достичь любого города в Европе менее чем за 20 минут, сообщила газета Daily Mail.

Захарова обвинила Францию в желании «добить» Украину

Слова министра иностранных дел Франции Жан-Ноэля Барро о разрешении ударов дальнобойными ракетами по российской территории ведут не к поддержке, а к «добиванию» Украины, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Внук Пугачевой начал зарабатывать на каверах российских хитов в США

Внук певицы Аллы Пугачевой Никита Пресняков начал гастролировать по США с кавер-версиями российских хитов 2000-х, пишут СМИ.

Американский эксперт заявил об ужасе на Западе после удара «Орешником»

Западные политические и военные круги охвачены ужасом после удара российской ракеты «Орешник» по военному объекту ВСУ, заявил американский военный эксперт Уилл Шрайвер.

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска, атакой не причинено серьезного ущерба, пострадавших нет, сообщил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий.

Военкор Коц опроверг удар по командному пункту в Курской области

Военный корреспондент Александр Коц заявил об отсутствии потерь на командном пункте в Курской области, опровергнув слухи о якобы гибели 500 корейских солдат и руководства группировки «Север».

В ЕК прокомментировали санкции США против Газпромбанка

Европейский союз (ЕС) наблюдает за эффектом от санкций США против Газпромбанка, сообщили в Еврокомиссии (ЕК).

Рогов: СБУ засекретила информацию об ударе ракеты «Орешник» по «Южмашу»

Служба безопасности Украины оцепила «Южмаш» в Днепропетровске после удара ракеты «Орешник», а Запад ошеломлен ее появлением у России, заявил председатель комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета, сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?