Во вторник Верховный суд Крыма признал общественное объединение «Меджлис крымско-татарского народа*» экстремистской организацией. Теперь его деятельность в России запрещена. Меджлис – это исполнительный орган курултая (национального съезда), который отождествляет себя с представительным полномочным органом крымско-татарского народа.
Зарубежные хозяева меджлиса пытались использовать эту структуру для разжигания ненависти и дестабилизации обстановки на полуострове
Представляющий интересы меджлиса адвокат Джемиль Темишев в разговоре с РИА «Новости» пообещал обжаловать решение в Верховном суде России. В середине марта Темишев говорил, что члены меджлиса не участвовали в блокадах Крыма и не имеют к ним отношения. «Меджлис является коллегиальным органом, состоящим из 33 человек. И каждый член меджлиса имеет свое мнение. Решения о блокировании транспортных коммуникаций, перекрытии пунктов выезда с территории Украины, об экономической блокаде, а также о проведении различных массовых мероприятий коллегиальным органом не выносились», – утверждал он.
Он отмечал, что многие члены меджлиса крымских татар не согласны с деятельностью лидеров организации. «Многие публично выражали свое несогласие с действиями председателя меджлиса Рефата Чубарова, действиями Ленура Ислямова, который не является ни делегатом курултая, ни членом меджлиса», – добавил он.
«Марионетки в руках больших западных кукловодов»
Иск о запрете деятельности меджлиса подала прокурор полуострова Наталья Поклонская. По ее просьбе деятельность меджлиса впервые была приостановлена российским Минюстом около недели назад. Поклонская считает, что меджлис настроен исключительно на антироссийскую деятельность, его руководители «являются марионетками в руках больших западных кукловодов, а крымско-татарский народ используют как разменную монету».
Согласно информации прокуратуры Крыма, лидеры меджлиса сотрудничают с наемниками террористических организаций, таких как турецкие «Серые волки» и «Хизб ут-Тахрир* аль-Ислами».
По ее данным, экстремистскую деятельность меджлис вел с начала 2000-х годов. Его сторонники неоднократно выступали организаторами акций по блокированию муниципальных органов власти, РОВД и прокуратуры. Лидеров меджлиса обвиняют в организации массовых беспорядков 26 февраля 2014 года у парламента Крыма. В сентябре 2014 года в Крыму впервые прошли выборы по российскому законодательству в Государственный совет, а в Севастополе – в законодательное собрание города. Меджлис призывал бойкотировать эти выборы.
Поклонская указывала на то, что лидеры меджлиса продолжают высказываться о вооруженном захвате Крымского полуострова. «Меджлис нужен только для разжигания ненависти и вражды», – говорила она.
Во вторник лидер объединения меджлиса, депутат Верховной рады Украины Рефат Чубаров в эфире украинского «5 канала» не исключил военного пути для возвращения Крыма в состав Украины. В связи с этим Чубаров приветствовал обсуждение создания морских формирований совместно с Болгарией, Румынией, Грузией и Турцией.
Чубарову, напомним, из-за его заявлений, разжигающих национальную рознь, запрещен въезд на территорию России до 2019 года. Такие же санкции были введены в адрес Мустафы Джемилева (заочно арестован и объявлен в розыск), который был председателем меджлиса до 2013 года, а сейчас находится в статусе депутата Рады от Блока Петра Порошенко. Оба политика взяли на себя ответственность за энергоблокаду Крыма, после того как осенью 2015 года полуостров был обесточен в результате подрыва опор ЛЭП.
Меджлис против
В самом меджлисе не согласны с решением суда. По словам его первого зампредседателя Наримана Джелялова, находящегося в Крыму, требования и доводы Поклонской безосновательны, так как меджлис является не общественным объединением, а представительным выборным органом крымских татар. Напомним, после воссоединения Крыма с Россией Верховная рада Украины признала меджлис на территории Украины высшим представительным органом крымско-татарского народа в период между заседаниями курултая. В госбюджете Украины 2016 года на финансирование меджлиса предусмотрено 40 млн гривен.
Другой член меджлиса – Эскандер Бариев – заявил, что после запрета этого органа его коллеги не будут покидать территорию Крыма. «Ни один из членов меджлиса, которые сегодня остаются в Крыму, пока не заявил о согласии выехать из Крыма», – сказал он изданию «Крым.Реалии**», не уточнив, о ком именно идет речь.
По его словам, в меджлисе работают над тактикой защиты прав представителей крымско-татарского народа, которая будет реализовываться в политических и юридических форматах, а запрет дает право членам организации подать иск в Европейский суд по правам человека и другие международные суды.
Месяц назад Джелялов сообщал, что Крым покинули только несколько членов меджлиса, а некоторые, наоборот, даже вошли в различные структуры органов власти полуострова. В их числе глава государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Заур Смирнов, советник полпреда президента России в Крыму Искандер Билялов, заместитель главы администрации Симферополя Тейфук Гафаров.
«Сами себе управляют, как хотят»
Заместитель председателя Государственного совета Республики Крым Ремзи Ильясов ранее также состоял в запрещенной теперь организации «Меджлис крымско-татарского народа». Сейчас Ильясов – глава Общественного движения крымско-татарского народа «КЪЫРЫМ».
«Деятели меджлиса почему-то посчитали, что я не достоин быть членом меджлиса, хотя не они избирали меня, а национальный съезд. И два года назад они приостановили мою деятельность, лишили меня голоса, нарушая при этом наши принятые положения. Сами себе управляют, как хотят – так и делают», – пояснил он газете ВЗГЛЯД. Таким образом, так называемые лидеры меджлиса оставляют в нем тех, кто их устраивает, а тех, кто поддержал самоопределение Крыма, исключают, подтвердил Ильясов. При этом на сайте меджлиса Ремзи Ильясов все еще указан как член этой организации.
В своем обращении (есть в распоряжении газеты ВЗГЛЯД) Ильясов подчеркнул, что запрещение деятельности меджлиса в Крыму – это то, чего добивались Рефат Чубаров и те, кто объединился с ним. «Случившееся меня нисколько не удивляет. Более того, все эти два года я открыто и прямо предупреждал об этом. Сегодняшний персональный состав меджлиса под руководством Рефата Чубарова – это уже не тот инструмент, который призван решать насущные проблемы крымско-татарского народа, а оружие в руках самодуров и одержимых, потерявших чувство ответственности и самоконтроля», – считает Ильясов.
Сегодняшний персональный состав меджлиса – это уже не тот инструмент, который призван решать насущные проблемы крымско-татарского народа, а оружие в руках самодуров и одержимых
Одной из причин, по которым деятельность этой организации вышла за законные рамки, он считает бездеятельность курултая крымско-татарского народа – национального съезда. «Ввиду всех тех событий, которые произошли в Крыму, вот уже два года я неустанно твердил делегатам курултая о том, что выбранный курс Рефата Чубарова является пагубным для нашего народа, и просил их об одном: собраться, избрать несколько независимых, опытных, рассудительных людей и поручить им изучить сложившуюся ситуацию, чтобы затем представить курултаю предложения, отвечающие интересам народа. В подобных обстоятельствах так поступил бы любой национальный орган, достойный называться таковым. Мы поклялись служить народу, а не прислуживать каким бы то ни было личностям, возомнившим себя единственными и незаменимыми. Народ в лице курултая сказал – живите на своей Родине и со своим народом, решайте практические вопросы его обустройства», – отмечает Ильясов, имея в виду Рефата Чубарова и Мустафу Джемилева.
Однако этого не произошло. «Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что представители народа скрылись в тени, боясь осуждения со стороны Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова, которые, в свою очередь, в угоду своим личным амбициям и собственному эго, прислуживают шарлатанам, захватившим власть на Украине», – сообщает он.
Далее Исмаилов рассказывает о деятельности Джемилева, Чубарова и их сторонников уже на территории Украины. «Выполняя указания своих хозяев, эта группа раскольников осуществила водную и транспортную блокады, в результате которых пострадало очень много земледельцев, в большинстве своем крымских татар. Делегаты курултая молчали. Затем взорвали линии электропередачи, устанавливая на местах взрыва наш национальный флаг. Как ни странно – вновь молчание. Вдобавок непристойно, защищая свои злоупотребления, начали оскорблять наших религиозных деятелей. Снова – гробовое молчание».
«Все это не идет ни в какое сравнение с началом формирования военизированного батальона у границы Крыма. В чем смысл всего этого? Его главный принцип состоит в том, чтобы втянуть наш народ в войну, – считает он. – Поэтому нет и не может быть оправдания журналистам телеканала АТР, QHA и действиям руководства меджлиса, призывающего наших детей и внуков взять в руки оружие. Все эти примеры логически подводят нас к очень важному выводу: попросту говоря, прекращение деятельности меджлиса в Крыму – это в том числе и результат преступного молчания части делегатов курултая в связи с антинародной политикой, проводимой Рефатом Чубаровым и теми, кто объединился с ним».
Политическая смерть меджлиса
На прошлой неделе Вашингтон устами представителя Госдепартамента США Джона Кирби призвал «пересмотреть» решение о признании меджлиса экстремистской организацией. Однако пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал такое решение внутренним делом страны.
Впрочем, глава Крыма Сергей Аксенов увидел в судебном запрете конец подрывной работы меджлиса против России. Как пишет Аксенов в Facebook*, меджлис полностью утратил авторитет и влияние в крымско-татарском сообществе. «Зарубежные хозяева меджлиса пытались использовать эту структуру для разжигания ненависти и дестабилизации обстановки на полуострове. Судебный запрет положил этим попыткам конец», – считает Аксенов.
В свою очередь вице-премьер Крыма Руслан Бальбек назвал вердикт суда правовой оценкой той антикрымской деятельности, которую меджлис проводил последние два года. «Политическая смерть меджлиса наступила после совершения терактов на границе с Крымом, после подрыва ЛЭП, вследствие чего полуостров был обесточен. Эти антироссийские акции были направлены на то, чтобы нанести максимальный вред крымчанам, и стерли из исторической памяти какое-то упоминание о меджлисе даже у тех, кто был хоть как-то лоялен к этой организации», – сказал Бальбек газете ВЗГЛЯД.
Что касается поддержки меджлиса, то вице-премьер отметил, что на протяжении судебного процесса у здания суда собиралось максимум до двадцати человек сочувствующих. «Это было ближайшее окружение, родственники и те, кто, нигде не работая, находясь на службе у меджлиса, занимались профессиональной деятельностью борцов за народное счастье. Они получали за свою деятельность щедрые гранты», – отметил Руслан Бальбек.
В апреле 2014 года президент России Владимир Путин подписал указ о реабилитации крымско-татарского народа – предполагалось, что с помощью документа, подразумевающего как культурную, так и политическую реабилитацию, получится «создать условия для поступательного развития крымско-татарского народа на своей родине». Кроме того, глава государства говорил, что крымских татар не нужно втягивать в спорные вопросы между Украиной и Россией.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента